ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

 

Соответствуют изданию: Отечественная история : программа дисциплины, методические указания к практическим занятиям для студентов 1 курса всех специальностей всех форм обучения / сост. И. Л. Жданова, Л. Н. Булдыгерова. - Хабаровск, 2008

 

<Содержание>

 

Занятие 1. Вводное

Занятие 2. Образования Древнерусского государства

Занятие 3. Образование Российского централизованного государства

Занятие 4. Российское государство в XVI – начале XVII в.

Занятие 5. Россия в XVII в. Рождение российского абсолютизма

Занятие 6. Становление абсолютной монархии в России

Занятие 7. Укрепление абсолютной монархии в России

Занятие 8. Развитие капитализма в России

Занятие 9. Общественная мысль и общественно-политические движения в России (середина XVII - XIX вв.)

Занятие. 10. Становление российского парламентаризма. Первая российская революция 1905-1907 гг.

Занятие 11. Российская революция 1917 г. (1916-1920 гг.)

Занятие 12. Становление и развитие советского государства в 1917-1920-е гг.

Занятие 13. Советское общество в 1930-е гг.

Занятие 14. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период 1945-1953 гг.

Занятие 15. Советское общество в начале 1950-х - середине 1980-х гг.

Занятие 16. СССР в период перестройки (середина 1980-х - 1991 г.)

Занятие 17. Россия на пути перемен (1991 г. - начало XXI в.)

 


 

Занятие 1. Вводное
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Основные источники и методы изучения истории [4, 9, 47, 73, 88, 121]. 

  2. Место России среди мировых цивилизаций [4, 9, 43, 56, 50, 66, 112, 120 121].

  3. Основные факторы российского исторического процесса [56, 86, 89, 107, 111].


Темы докладов

1.    Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие.

2.    Природно-климатический фактор российского исторического процесса.

3.    Историческая наука о «русской идее».

4.    История России и мировые цивилизации.

 

Методические советы

Размышления о природе исторического знания столь же стары, как и сама история. Каждое поколение «пишет» свою историю, решало и решает задачи, выпавшие на его долю. Особенно остро проблемы изучения истории встали в начале нового тысячелетия. Люди стали оглядываться на свою историю. Для движения вперед важно понять прошлое, осознать себя как часть целого мира. Поэтому каждому образованному человеку необходимо увидеть ход мировой истории, его единство и многообразие.

При подготовке  первого вопроса плана необходимо выяснить, что представляют собой исторические источники, разновидности письменных источников, комплекс юридических источников общегосударственного содержания. Следует рассмотреть проблемы методологии истории и принципы изучения истории. Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. Дайте их  характеристику. Постарайтесь  выявить различные подходы к определениям «формация» и «цивилизация». Необходимо выяснить, когда и кто выделил различные стадии в историческом развитии,  дать характеристику формаций.  Нужно   назвать факторы, определяющие сущность цивилизации. При этом следует учитывать, что разные ученые  определяют их по-разному. Дайте характеристику типов цивилизаций. Покажите их признаки, специфические особенности. Не забывайте, что в рамках одного типа, несмотря на наличие общих черт, наблюдается большое разнообразие во всех сферах жизни.

Во втором вопросе плана нужно показать, как ученые определяют историческое место России в мировом человеческом сообществе, особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов. Изложите содержание дискуссий о месте России в мировом историческом процессе, о путях ее развития как в прошлом, так и в настоящем (западничество и славянофильство, «евразийство», русская идея и т. п.). Определите, к какому типу цивилизации можно отнести Россию. Или она является самостоятельной цивилизацией?

В третьем вопросе плана уместно дать характеристику  природно-климатических, геополитических, социальных и религиозных факторов исторического процесса.

При подготовке к семинару необходимо выяснить климат Восточно-Европейской равнины, разнообразие природных зон, особенность расположения рек и т. п. Изучение работ В. О. Ключевского, Л. В. Милова и Ю. Полякова поможет Вам понять, какие природные явления играли важную роль в жизни народа, формировали особенности национального характера, определяли жизненный уклад и т. п. Особое внимание следует обратить на влияние природно-климатического фактора на цикл сельскохозяйственных работ, на  урожайность. Следует уяснить как виды обработки земли и урожайность повлияли на историческое развитие России, на формирование государственного механизма. Каким образом климатические условия повлияли на внешнюю политику страны. Важно отметить, что с одной  стороны геополитическое положение Русской равнины изначально предполагало расширение территории Российского государства до естественных рубежей: горных хребтов и морей. С другой стороны, отсутствие естественных границ привело к формированию «гарнизонного государства».

Следует дать характеристику социальной организации славян и ее влияние на собственность, государственность. Как повлияло состояние крепостничества на характер труда, ментальность народа? Важным фактором исторического развития страны является религия. Как повлияло на российскую государственность принятие византийского христианства? В чем отличие православия от католицизма?


 

Занятие 2. Образование Древнерусского государства

<методические советы> <содержание> <литература>


План

 

1. Образование Древнерусского государства: закономерности и особенности.

    Концепции образования [11, 22, 24, 40, 47, 48, 55, 73, 94].

2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

    Крещение Руси [48, 49, 55, 68, 71, 75].

3. Распад Древнерусского государства (вторая треть XII - начало XIII в.)

    [40, 48, 49, 55, 68, 71, 75, 96, 105, 113, 114].

 

Темы докладов

1. Крещение Руси.
2. Быт и верования восточных славян.
3. Русский князь Ярослав Мудрый.
4. Киевская Русь как тип цивилизации.

 

Методические советы

Возникновение государства – процесс длительный, отражающий коренные потребности общества. Государственность вырастает из естественного стремления к упорядочению усложняющихся внутри него отношений. Подготовку первого вопроса плана следует начать с выяснения предпосылок формирования государственности у восточных славян. Для лучшего понимания проблемы необходимо ответить на следующие вопросы. В чем состояла особенность раннего этапа формирования государственной власти у восточных славян? Как русские летописи описывают рождение государства у восточных славян и согласуются ли они в вопросе о происхождении Рюрика? Как оценивают ученые достоверность летописных рассказов о рождении государства у славян? Какие существуют версии происхождения слова «Русь»?

Образование Древнерусского государства нельзя рассматривать в отрыве от подобных процессов в Европе и Азии. Поэтому следует выделить общее и особенное в формировании государства, политическом и социальном строе у славян и у евразийских народов.

Рассмотрение второго вопроса плана следует начать с выяснения особенностей политического строя раннефеодального государства Киевская Русь на первом этапе его существования от правления Олега до княжения Святослава. Что представляла собой власть киевского князя? Каков был состав дружины? В чем заключалась роль вечевой власти? Какими нормами поддерживалось идеологическое и правовое сознание раннекиевского общества? Дайте характеристику важнейших направлений политической деятельности первых киевских князей, их взаимоотношениям с Византией.

Эпоха расцвета Киевского государства пришлась на время княжения Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. К этому времени завершилось территориальное оформление Киевской Руси, и нужно узнать, какие земли она включила в свой состав. Что представляла собой административная структура государства? В чем была специфика политического строя? Какие социальные слои формируются в Киевском государстве? Что являлось материальной основой социального расслоения? Какие формы зависимости возникли в Киевской Руси? В какой степени было развито рабовладение? Важным является рассмотрение вопроса о становлении налоговой системы государства. Следует также выяснить, какая отрасль экономики была ведущей в Древнерусском государстве.

Укрепление центральной власти киевского князя и оформление единого господствующего класса требовало новой идеологии. Однако, прежде чем переходить к изложению вопроса о крещении Руси, необходимо дать характеристику языческих культов славян, выяснить, во что верили и чему поклонялись наши предки. Важно раскрыть, что предопределило принятие Русью византийского варианта христианства. Назовите предпосылки, причины принятия христианства. Изложите, как крестилась Русь. Какова роль князя Владимира? Подумайте, в чем сходство или различие христианизации Руси и Римской империи, крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки испанцами. Завершить анализ этого вопроса уместно рассуждением о социально-политических последствиях христианизации Древнерусского государства. Как повлияло христианство на культурную жизнь Руси? В какую специфическую форму облекается религиозное сознание? Обратите при этом внимание на неоднозначную, противоречивую, нередко и антинародную роль православной церкви в истории нашей страны.

Ответ на последний вопрос семинарского занятия необходимо начать с выяснения предпосылок, причин и сущности распада Киевской Руси и процессов, которыми он сопровождался. Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность – естественный этап в развитии феодализма. Вместе с тем Русь, тяготевшая к православной византийской цивилизации, обладала специфическими чертами. Необходимо показать эти особенности.

Среди независимых государственных образований, созданных на месте Древнерусского государства, наиболее крупными и влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Выявите особенности государственного устройства каждого государства, социальный строй и экономическое развитие. Раскройте феодальные институты, получившие развитие в домонгольской Руси.


 

Занятие 3. Образование Российского централизованного государства

<методические советы> <содержание> <литература>


План

  1. Древняя Русь под монголо-татарским игом [2, 23, 24, 45, 55, 72, 94,].
  2. Предпосылки, особенности и этапы формирования Российского государства [23, 45, 55, 72, 94, 104].
  3. Московское царство: складывание основных государственных институтов, социально-экономическое развитие в XV – начале XVI в. [23, 72, 83, 94, 104, 124].

 

Темы докладов

  1. Соперницы: Москва и Тверь.

  2. Феодальная война в Московском государстве.

  3. Русь под ордынским игом.

  4. Конец ордынского ига.

 

Методические советы

Начать подготовку первого вопроса плана следует с рассмотрения взаимоисключающих позиций историков по проблеме взаимоотношения Монгольской империи и Золотой Орды с Русью. Изучите материал по созданию монгольской державы, роли Чингисхана, завоеваниям монголов, трагедии на Калке. Ордынское владычество началось с нашествия Батыя. Дайте характеристику первого и второго походов Батыя. Раскройте систему ордынского господства, сопротивление населения ордынцам. Выясните причины поражения Руси, последствия нашествия для государственности, экономики, культуры страны, менталитета русского народа.

Приступая к рассмотрению второго вопроса семинарского занятия, следует раскрыть предпосылки образования российского централизованного государства. Определите роль Московского княжества в этом процессе. Выделите главные этапы объединения Руси. Дайте характеристику внутренней и внешней политики русских князей на каждом этапе. Особое внимание уделите деятельности Ивана Калиты и Ивана III.

В третьем вопросе плана рассмотрите политическую организацию Российского государства. Подумайте над вопросом, почему Россия стала монархией? Какие факторы привели к тому, что именно монархия стала наиболее эффективной государственной формой для объединения всего населения страны? Определите структуру и полномочия органов власти и местного управления централизованного государства. Покажите, в чем состояла новизна социально-экономических процессов XIV – XV вв. на Руси. Выясните, что было характерно для духовной жизни Руси этого времени.

В заключение раскройте значение образования единого Российского государства.


 

Занятие 4. Российское государство в XVI – начале XVII в.
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Реформы Ивана IV Грозного. Утверждение самодержавия [19, 24, 41,   47, 73, 75, 78, 118, 124].
  2. Смута: причины, этапы и последствия [21, 24, 41, 47, 73, 77, 79, 113]
  3. Борьба русского народа против иноземных захватчиков. Земские ополчения [21, 41, 47, 63, 77, 79, 113].

 

Темы докладов

1. Исторический портрет Ивана Грозного.
2. Земские ополчения.
3. Князь Д. Пожарский и гражданин К. Минин.

 

Методические советы

Изучение первого вопроса плана начните с характеристики правления Ивана IV. Выделите два основных периода его внутренней политики, их принципиальное различие. Выясните, что представляла собой политическая система времени Ивана IV. Обратите внимание на изменение понятия «самодержавие», в которое стали вкладывать новый смысл. Почему у монархии в России не сложилось прочной социальной базы? Раскройте противостояние царя с политической элитой.

Важным представляется выяснение таких вопросов, как развитие взаимоотношений церкви и государства. Какие цели преследовала внешняя политика Ивана IV на магистральных направлениях? Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549 – 1563 гг., какие области отношений они охватывали?

Второй период правления Ивана Грозного ознаменовался значительными переменами во внутренней политике. Каковы причины этих перемен? В чем состояла сущность и социальная направленность опричнины? Ее последствия. Покажите различные подходы к оценке опричнины.

Дайте характеристику социально-экономического развития страны. Какой социально-экономический процесс называют аграрным переворотом XVI в.? Что явилось важнейшим следствием перехода к поместной системе землевладения? Какие явления в русской культуре свидетельствовали о начале ее секуляризации?

Рассмотрение второго вопроса плана следует начать с концепций Смуты. Определить, какая из них, на ваш взгляд, наиболее близка к действительности. Выясните, в чем заключались причины Смутного времени. Дайте оценку правления Бориса Годунова. Почему на политической арене появились самозванцы? Какие социальные группы их поддерживали и почему? Почему их политика потерпела крах? Обратите внимание на период правления Василия Шуйского и «семибоярщины», на возможность установления ограниченной монархии. Историческое значение «крестоцеловальной записи» В. Шуйского. Договор о призвании королевича Владислава на русский престол.

В третьем вопросе плана необходимо дать характеристику ввода в столицу польских войск, осады Смоленска, интервенции Швеции, оккупировавшей значительную часть северо-запада Московского государства. В эти трагические месяцы «без государева времени» огромную роль сыграла церковь и церковные деятели. Церковь дала национально-освободительному движению национальную идею – защита православия и восстановление православного государства. Покажите, как шла консолидация здоровых сил общества, как созывалось всенародное ополчение.

В заключение вопроса выясните, каковы последствия Смуты? В чем отличие Смуты в России от смутных времен в Европе? Почему некоторые современные ученые называют Смуту временем альтернатив?


 

Занятие 5. Россия в XVII в. Рождение российского абсолютизма
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых [20, 24, 25, 47, 55, 68, 73, 94, 104, 113].

  2. Утверждение крепостного права: этапы становления, сущность, социально-экономические последствия [24, 25, 47, 54, 55, 68, 73, 94, 95, 104, 113].

  3. Открытие Дальнего Востока русскими первопроходцами [16, 63, 70].

 

Темы докладов

1. Начало новой династии: Михаил Романов.
2. «Тишайший» государь Алексей Михайлович.
3. Первые экспедиции на Дальний Восток.
4. Роль русских людей в открытии и освоении Дальнего Востока.

 

Методические советы

Приступая к изучению вопросов данной темы, следует иметь в виду, что это время зарождения российского абсолютизма. Его становление обусловливалось главным образом внешнеполитическими потребностями государства. Абсолютизм в России рождался при совершенно иных условиях, нежели в Западной Европе. В России не сложилось политического противовеса дворянству со стороны буржуазии, феодальные сословия не пришли в упадок, а наоборот, укреплялись и консолидировались. Самодержавие активно лавировало между интересами различных группировок господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управления. Раскройте, в чем выражался переход к абсолютизму в XVII в. Обратите внимание на изменение царского титула; отмирание Земских соборов; «демократизацию» Боярской думы; повышение роли «непородных» людей в госаппарате; расцвет приказной системы; победу светской власти в борьбе с церковью.

Покажите, что являлось стержнем социальной политики государства в период правления Алексея Михайловича. Дайте характеристику социальной структуры России в XVII в. и ее отражение в Соборном Уложении 1649 г. Какие новые явления в экономике свидетельствовали о начале зарождения капиталистического уклада хозяйства в России? Какие сферы отношений затрагивали хозяйственные реформы XVII в.? Выясните типы повстанческих движений, имевших место в это время, и почему XVII в. именуют «бунташным»? Каковы были внешнеполитические приоритеты России, и какие войны вела Россия в XVII в. Обратите внимание на процесс обмирщения культуры в XVII в.

Ответ на второй вопрос плана следует начать с характеристики крестьянства XIV – XV вв. Выясните, что означают понятия «барщина», «издолье, издольщина». Покажите, какие изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Как проходили земельные раздачи? Почему в Судебниках 1497 г., 1550 г. вводятся такие понятия как «Юрьев день», «пожилое», «страдники». Как появилось в конце XV в. кабальное холопство? Какую роль в становлении крепостного права сыграло введение режима заповедных лет и проведение переписи населения в 1581 – 1592 гг.? Что представляли собой «Писцовые книги» и когда фактически был отменен Юрьев день? Что представляли собой «урочные лета» и почему получил распространение крестьянский вывоз или своз?

Особое внимание обратите на вопрос окончательного законодательного оформления крепостного права, и как он решался Соборным Уложением 1649 г.? Дайте характеристику категорий крестьян в XVII в.? Где проживали черносошенные крестьяне, какими правами пользовались? Что представляли собой дворцовые крестьяне, казачество? В чем проявилось возрастание власти помещиков над крестьянами в течение XVII в.?

Последний вопрос плана очень важен тем, что дает возможность узнать историю края, где многие из вас родились и где вы живете. Начните рассмотрение вопроса с выяснения внутренних и внешних причин движения русского народа в Сибирь и на Дальний Восток. Раскройте процесс присоединения Западной Сибири, строительства здесь русских городов. Походы русских людей к Енисею, на Лену, основание Якутска, его роль в открытии Дальнего Востока.

Первые экспедиции землепроходцев на Дальний Восток, открытие Амура. И. Москвитин, В. Поярков, Е. Хабаров. Роль Хабарова в присоединении Приамурья к России. Освоение Приамурья русскими. Осада Албазина маньчжурами. Нерчинский договор 1689 г. Уход русских с Амура. Экспедиция С. Дежнева. Походы на Камчатку и закрепление ее за Россией. В. Атласов.


 

Занятие 6. Становление абсолютной монархии в России
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Мировая история: понятие модернизации и «старый порядок» в Европе. Особенности российского абсолютизма  [45, 47, 50, 54, 73, 69].

  2. Реформы Петра I [6, 14, 45, 47, 50, 54, 61, 69, 94, 95, 102, 109].

  3. Дворцовые перевороты (1725-1762гг.) [5, 45, 47,  50, 54, 69, 94, 95, 109].

 

Темы докладов

  1. Исторический портрет Петра I.
  2. Санкт-Петербург: история создания.
  3. «Птенцы Петрова гнезда»: наследники петровских реформ.
  4. Историческое значение петровских преобразований.

 

 

Методические советы

При изучении данной темы следует опираться на знание тенденций государственного и общественного развития европейских стран и России в XV – XVII вв.

В  Западной Европе XV – XVII вв. называют эпохой Возрождения. В это время закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания.

XVIII в. в жизни народов Европы – это время глобальных процессов, охвативших структуру цивилизации в целом: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Следует дать характеристику модернизации в Европе, раскрыть ее основные черты. Какие задачи решались в ходе европейской модернизации? Обратите особое внимание на философскую основу мировоззрения эпохи Возрождения.

Россия первой из империй восточного типа вступила на путь модернизации. Реализация задач модернизации в условиях цивилизационно неоднородного общества представляла большую сложность. Постарайтесь выяснить проблемы и противоречия российской модернизации. С чем были связаны успехи и неудачи этого процесса и его особенности? Обратите внимание на то, что модернизация, начатая Петром I, проводилась при сохранении крепостного права, усилении корпоративности и мощного государства с неограниченной властью монарха. Учтите, что в европейском опыте Петр видел лишь способ усиления Российского государства.

Начать рассматривать вопрос о реформах Петра I, рекомендуем с выяснения причин и предпосылок преобразований, трудностей первых реформ. Покажите, как складывались концепция и идеология реформ. Каковы их цели, задачи и методы. Что представляла собой политика преобразований в государственно-административной, социально-экономической, внешнеполитической и культурно-образовательной областях? Ход и характер реформ: достижения и противоречия. Итоги, цена и значение реформ.

Прежде чем приступать к характеристике реформ, необходимо выяснить, кто составлял круг сподвижников Петра Великого. Какое событие царствования Петра I определило содержание всей его государственной деятельности? В чем выражался дворянский характер социальных нововведений?

 При подготовке данного вопроса можно использовать разнообразие оценок деятельности Петра I, начиная с его современников и заканчивая высказываниями наших современников. Раскрыть эту проблему поможет ответ на следующие вопросы. В чем состояла  сила и слабость петровских преобразований? Чем определялось и в чем выражалось сопротивление деятельности Петра? Какие противоречия создавала реформаторская деятельность Петра, и как они разрешались? Почему со времен Петра Великого стали расходиться пути общества и власти?

Последний вопрос плана семинарского занятия следует начать с выяснения вопроса,  почему отрезок времени с 1725 по 1762 гг. именуют временем дворцовых переворотов? Дайте историческую характеристику всех дворцовых переворотов, правителей и их фаворитов. Выясните, почему в это время расцветает   такое явление как фаворитизм? Почему на российском престоле преобладала феминократия? 

Обратите внимание, как видоизменялась крестьянская политика под влиянием процесса складывания дворянского государства. Какие направления экономической политики выделялись как первоочередные в эпоху дворцовых переворотов?


 

Занятие 7. Укрепление абсолютной монархии в России
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: его особенности, содержание, противоречия [14, 45, 47, 50, 51, 55, 77, 104, 109].

  2. Реформы начала XIX в.: планы и результаты. М. М. Сперанский [24, 45, 47, 50, 51, 55, 61, 69, 73, 77,  94, 99, 104, 105].

  3. Внутренняя и внешняя политика Российского государства в 1825 – 1855 гг. [30, 45, 47, 51, 68, 71, 94, 95, 98, 104, 109, 112].

 

Темы докладов

  1. «Просвещенная» императрица Екатерина Великая.
  2. Самодержавие и церковь.
  3. «Золотой век дворянства».
  4. М. М. Сперанский – выдающийся реформатор.
  5. Крымская война

 

Методические советы

Во второй половине XVIII в. предпринимались  попытки расширить жесткие рамки петровского варианта модернизации. Особенно преуспела в этом Екатерина II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая продолжалась до 1815 г. Она характеризуется попытками проведения либеральных реформ при сохранении неограниченного самодержавия.

При рассмотрении вопроса следует уделить внимание характеристике внутренней политики Екатерины II. Что стало ее главным содержанием? Какие новые явления в экономике екатерининской эпохи свидетельствовали о развитии капитализма в России? Чем была вызвана крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева? Что ее отличало от остальных повстанческих крестьянских движений?

Значительное место в политике Екатерины II занимал внешнеполитический вопрос. В чем выражались основные тенденции внешнеполитического курса России в послепетровское время?

Обратите внимание на то, что, несмотря на мощный импульс огосударствления общественной жизни, просветительская политика государства, расширение культурного горизонта образованных слоев общества стимулировали развитие критического отношения к социальному и политическому строю созданной Петром I империи. В этот период заложен прецедент антигосударственного мышления и действия, начиная от крестьянской войны под руководством Е. Пугачева, и до А. Н. Радищева и декабристов.

XIX в. во всемирной истории - время бурного развития капитализма, оформления либерально-промышленной западной цивилизации, революций и кровопролитных войн. Промышленная революция XIX в. резко изменила облик мира, характер общественных отношений, культурные ценности. Промышленный переворот затронул и Россию, он усилил кризис феодально-крепостнической системы. Выясните, в чем проявился кризис феодализма в России и как он повлиял на курс государственной политики?

Продолжение политики «просвещенного абсолютизма» Александром I позволило российской государственности перейти на иной уровень развития. Исследуйте комплекс предложенных  и частично реализованных реформ в различных областях жизни: государственной, социально-экономической, культурной. Наибольший вклад в модернизацию российской государственной машины внес М. М. Сперанский. Дайте оценку его проекта плана государственного преобразования России. В заключение вопроса рассмотрите внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны. Какова роль А.А. Аракчеева.

Анализ внешнеполитической и внутриполитической ситуации в стране в период правления Николая I (1825–1855) позволит увидеть процесс формирования идеологии и политики консерватизма и противопоставление их либерализму. Выясните, в чем выразился охранительный курс внутренней политики самодержавия? На что были направлены усилия государства в социальной политике?  Рассмотрите проведение П. Д. Киселевым реформы государственной деревни и  денежно-кредитной реформы Е. Ф. Канкрина.

Во внешнеполитической деятельности на повестку дня встал «восточный вопрос». Покажите, как Россия укрепляла свои позиции на Ближнем Востоке, на Дунае, Черноморском побережье Кавказа, как шло присоединение к России Средней Азии. Вспомните цели Крымской войны и причины поражения России.


 

Занятие 8. Развитие капитализма в России
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. [45, 47, 50, 77, 94, 95, 109, 112].

  2. Развитие капитализма в России во второй половине XIX – начале XX в.: сущность процесса и его особенности. С. Ю. Витте [47, 50, 69, 77, 94, 95, 98, 112].

  3. Классовая структура, национальный и религиозный состав  российского общества [45, 47, 50, 77, 94, 105, 112].

 

Темы докладов

  1. Исторический портрет Александра II.

  2. Развитие научно-технической мысли в России в ХIХ в.

  3. Историческое значение реформ 60-70-х гг. ХIХ в.

  4. Складывание новых классов  буржуазной России.

 

Методические советы

Подготовку к первому вопросу плана начните с выяснения, в чем состояли сложности и противоречивость формирования индустриальной цивилизации, обратив внимание на то, что вариант экономической модернизации, восторжествовавший в ряде стран Западной Европы и США, подразумевал одновременно осуществление политической и социальной модернизации. В чем и как проявилось отставание России от передовых стран мира, почему модернизация российского общества стала безотлагательной проблемой? Выясните, от чего зависел выбор варианта реформ, в чем отличие модернизации в России от модернизации в Западной Европе? Какие реформы в большей степени способствовали освобождению от традиционных институтов? В чем заключалась сущность и противоречивость реформ 60–70-х гг.?

Раскройте предпосылки падения крепостного права.  Рассмотрите основные проекты отмены крепостного права. Как и на каких условиях были освобождены от крепостного права крестьяне? Дайте оценку значения крестьянской реформы 1861 г. и обратите внимание, как оценили ее сами крестьяне.

Дайте характеристику земской, городской, судебной, военной реформ, а также реформы в области просвещения и печати. Выясните, в чем заключался буржуазный характер этих реформ. Ознакомьтесь с дискуссией историков по проблемам реформ. Можно ли считать их «революцией сверху»? Почему наступило время, которое принято называть контрреформами и что составляло их суть?

Приступая к рассмотрению второго вопроса плана, выясните, в чем заключалась экономическая политика государства в пореформенное время? Что составляло ее основу? В чем выразилось завершение промышленного переворота? Что представляла собой индустриализация, ее циклы? Дайте оценку программы капиталистического развития страны С. Ю. Витте. Какие сдвиги произошли в территориальном размещении промышленности? Что нового появилось в экономике страны? Какие изменения претерпела торговля? Раскройте роль иностранного капитала в экономике пореформенной России. Подчеркните  особенности капиталистического развития страны.

При подготовке  к последнему вопросу плана возьмите за основу материалы Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Выясните численность населения империи, ход колонизации и миграции населения, особенность демографических показателей. Дайте характеристику национального и религиозного состава населения. Обратите внимание на обострение так называемого еврейского вопроса.

К началу ХX в. сформировались основные классы капиталистического общества. Начните  рассмотрение этого вопроса с характеристики дворянства. Покажите,  как изменилось это высшее сословие России. Почему дворянство по-прежнему оставалось ведущим сословием и опорой самодержавия? Выясните источники формирования буржуазии, ее неоднородный состав, отличие от европейской и  американской буржуазии. Самым многочисленным классом России оставалось крестьянство. Необходимо показать изменения, которые произошли в нем в условиях капиталистического развития страны. При характеристике рабочего класса обратите внимание на его численность, уровень грамотности, покажите его отличительные черты. Значительный удельный вес населения занимало чиновничество. Покажите, что представляла собой российская бюрократия: численность, материальное положение, причины коррупции и взяточничества среди чиновников. В заключение остановитесь на характеристике чисто российского явления - интеллигенции. Охарактеризуйте употребление этого термина в широком и узком смыслах. Что представляла собой рабочая, крестьянская и буржуазная интеллигенция. Почему в России интеллигенция взяла на себя функции «третьего сословия», сокрушившего в Западной Европе абсолютизм.

 


 

Занятие 9. Общественная мысль и общественно-политические движения в России (середина XVII - XIX вв.)
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Общественная мысль в России  во второй половине XVIII в. [51, 68, 70, 94, 95, 98, , 99, 105].

  2. Начало освободительного движения в первой половине XIX в. [30, 68, 70, 94, 95, 98, 99, 111].

  3. Правительственная идеология и либерализм в России [26, 69, 71, 112].

  4. Революционные движения и организации  России во второй половине XIX в. [65, 68, 70, 94, 95, 98, 99, 111].

 

Темы докладов

  1. Декабристские организации в России.

  2. Революционная демократия и революционное народничество.

  3. Исторический портрет В. И. Ульянова (Ленина).

  4. Либералы и консерваторы в русской истории.

 

Методические советы

При подготовке к первому вопросу выясните основные черты и особенности эпохи Просвещения. Она явилась переходным периодом между «старым» традиционным и «новым» миром. Значительные экономические, социальные изменения, происшедшие в Европе стали побудительными для общественно-политической активности. Политика монархов в изменившихся исторических условиях приобрела форму «просвещенного абсолютизма». Следует ознакомиться с основными идеями европейских просветителей. Зарождение общественной мысли в России происходит также в  данный период. Обратите внимание на появление в России первых масонов. Предстоит выяснить, какова  была историческая обстановка в стране, определившая ряд особенностей формирования общественной мысли. Определите, какие  ее течения имели место в период правления Екатерины II.  При рассмотрении данного вопроса сравните, что объединяло и разделяло представителей консервативного, либерального и радикального (просветительского) течений. Подготовьте материал о представителях общественной мысли: М. М. Щербатове, А. П. Сумарокове, Н. И. Панине, Д. И. Фонвизине, Н. И. Новикове и А. Н. Радищеве. Выясните, какое значение имела их деятельность для решения важнейших вопросов общественного развития России.

Переходя к освободительному движению в России, учитывайте огромное влияние на него политических событий в Европе: Великой французской революции 1789 г., войн с Наполеоном, реставрации монархических режимов. Начало освободительному движению положили декабристы. Следует изучить причины появления, образование и деятельность первых тайных обществ декабристов. Также определите сходство и различия в программах «Конституция»  Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. Подготовьте материал о восстаниях декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Выявите причины поражения, последствия и значение декабристского движения. По данному вопросу необходимо рассмотреть содержание «постдекабристского» движения: кружок «петрашевцев», его радикальное крыло во главе с Н. А. Спешневым, идеи молодого А. И. Герцена.

Рассматривая третий вопрос темы, обратите внимание на трансформацию идей Просвещения российским историком Н. М. Карамзиным, который видел истоки правления в народных началах. Изучите теорию самодержавия Н. М. Карамзина, ее историческое значение, выявите противоречия и утопичность. Обратите внимание на новый смысл «народности», высказанный идеологом самодержавия М. Н. Катковым, отрицание представительности власти профессором К. П. Победоносцовым. Преемственность правительственной идеологии – отличительная черта консерватизма. Найдите тому подтверждение во взглядах последователей: Д. Толстого, И. Д. Делянова, Н. В. Муравьева, Е. М. Феоктистова. Докажите, что уход от жгучих проблем современности: крестьянского, национального, рабочего вопросов, ограничения самодержавия – обрекал это течение на вымирание.

Российский либерализм начинается с деятельности кружка Н. В. Станкевича, работ В. Г. Белинского,  П. Я. Чаадаева. Выделите при подготовке данного вопроса основные этапы формирования либерального движения в России. Ознакомьтесь со взглядами представителей двух течений: западников и славянофилов, причинами их появления, разностью суждений. Проследите эволюцию их позиций до конца XIX в. Дайте оценку взглядам М. П. Погодина, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, Н. А. Мельгунова. Подумайте, в чем была прогрессивная роль российских либералов в конституционном развитии страны, в чем причины их слабости.

Особое место в революционном движении России занимают революционеры-демократы. Следует ознакомиться с деятельностью Н. Г. Чернышевского,  А. И. Герцена и других революционеров-демократов, выявить точки соприкосновения и расхождения их позиций. В чем для них заключался «крестьянский социализм», как они понимали революционный процесс, классовую борьбу? При подготовке данного вопроса следует обратить внимание на появление революционного народничества 70-х гг. XIX в. рассмотреть его идейные течения: анархистское, пропагандистское, заговорщическое. Подготовьте материал об организациях народников, расколе в их среде. Важное место необходимо уделить террористической деятельности «Народной воли», осуществившей убийство царя.

Идейный крах народничества, связанный с этим трагическим событием еще более углубил раскол в народничестве. Необходимо подготовить материал о зарождении социал-демократического движения, идейной основой которого стал марксизм. В соответствии с темой  необходимо выяснить предпосылки социал-демократического и рабочего движения, периоды развития, деятельность организаций и кружков на марксистской основе. Какие марксистские кружки и организации действовали в России и за границей? Рассмотрите аспекты, связанные с революционной деятельностью Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова (Ленина).


 

Занятие 10. Становление российского парламентаризма. Первая российская революция 1905-1907 гг.
<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Революция 1905–1907 гг.: причины, характер, этапы, особенности [25, 26, 27, 68, 71, 94, 95, 97, 98, 100].

  2. Образование политических партий в России в конце XIX –  начале XX вв. [25, 65, 68, 71, 84, 90, 95, 98, 105, 106].

  3. Изменения в государственном и политическом строе России. Зарождение российского парламентаризма [25, 26, 46,  65, 68, 71, 84, 85, 90, 95].

  4. Сущность «третьеиюньской» политической системы. Реформы П. А .Столыпина: цели, содержание, итоги [1, 12, 46, 68, 71, 84, 90, 95, 97].

 

Темы докладов

  1. Кровавое воскресенье первой русской революции.

  2. Кадеты в Государственной Думе.

  3. Декабрьское вооруженное восстание.

  4. Аграрная реформа П. А. Столыпина.


Методические советы

При подготовке первого вопроса плана занятия необходимо сравнить события в России с европейскими революциями, установить, что революция являлась радикальным способом решения важнейших проблем в большинстве стран. В то же время выявите особенности российской революции, причины, которые привели к противоборству социально-политических сил. Важно рассмотреть этапы развития революции в России, наличие лагерей революции: правительственного, буржуазно-либерального, революционно-демократического. Обратите внимание на шаги российского самодержавия в сторону уступок революционным силам. Следует ознакомиться с содержанием Манифеста 17 октября 1905 г. Подчеркните значение перехода от законосовещательной Государственной думы к законодательной, охарактеризуйте избирательную систему. Следует рассмотреть  рабочее, крестьянское, национально-освободительное движение в условиях революции, их влияние на  процесс изменения государственного строя в сторону парламентской монархии. Раскройте думскую тактику политических партий. Завершить изучение вопроса следует анализом итогов революции, подчеркнув настоятельную необходимость модернизации России.

В результате завоеваний революции в России была разрешена многопартийность. Таким образом, было легализовано создание политических партий, начавшееся еще в конце XIX в. В процессе революции образовалось множество политических партий, организаций и союзов. Усвоить их историю трудно без понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Обратите внимание на определение политических партий как общественно-политического явления. Постарайтесь дать классификацию партий России и периодизацию их истории. Раскройте предпосылки и особенности образования политических партий в нашей стране, многопартийной системы. Обратите внимание на механизм ее функционирования в условиях монархии. При изучении процесса образования политических партий акцентируйте внимание на следующих проблемах:

- социальная база, состав, численность партии;

- лидеры;

- организационное строение, течения в партии;

- характеристика программ;

- тактика.

Приступая к подготовке третьего вопроса практического занятия, обратите внимание на деятельность I и II Государственных дум. Следует проанализировать состав депутатов Дум, вопросы, обсуждаемые ими, итоги работы. Выясните причины недовольства Думами правительственного лагеря. Раскройте понятие «дуалистическая монархия» и причины ее несостоятельности в России. Покажите значение реорганизации Государственного совета, создания распорядительного Совета министров. Дайте анализ Свода основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г.

Четвертый вопрос практического занятия следует раскрывать с оценки событий 3 июня 1907 г. Проанализируйте состав III Государственной думы. Каковы особенности  ее состава  и деятельности. Политика правительства, проводимая с помощью этой Думы, получила название «бонапартизма». Раскройте содержание и цели этой политики. Более подробно следует остановиться на анализе реформ П. А. Столыпина. В чем смысл этих реформ? Расскажите об аграрной реформе и переселенческой политике. Раскройте содержание законодательной основы реформ, позиции думских фракций по отношению к столыпинским проектам. Обратите внимание на различия существующих в исторической литературе мнений о целях и результатах аграрной реформы. Чем они вызваны? Постарайтесь самостоятельно ответить на вопрос, что помешало П. А. Столыпину осуществить задуманные реформы? Почему историки оценивают его деятельность как провал политики просвещенного консерватизма?

 


 

Занятие 11. Российская революция 1917 г. (1916–1920 гг.)

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Нарастание общенационального кризиса. Февральская революция в России [8, 15, 31, 39, 47, 57, 58, 101].

  2. Социально-политические силы от Февраля к Октябрю. Октябрьское вооруженное восстание [8, 33, 36, 39, 47, 57, 58, 81, 95, 97, 110, 117].

  3. Гражданская война и иностранная интервенция в России [8, 47, 49, 53, 57, 58, 82, 91, 95, 97, 110].

 

Темы докладов

  1. Конец монархического правления в России.

  2. Октябрь 1917: была ли альтернатива?

  3. Белое движение в годы гражданской войны.

  4. Гражданская война на Дальнем Востоке.

 

Методические советы

При подготовке к первому вопросу прежде всего обратите внимание на то, как мировая война обострила проблемы международного и внутреннего развития России. Изменения в социально-экономическом, политическом и духовном положении, вызванные войной, были неблагоприятными для населения. В борьбу за влияние на народные массы включились различные политические партии. В чем проявилась политическая нестабильность царизма, какую роль сыграла распутинщина, какова ответственность царствующих особ за обострение нужды и тягот народа? Усиление  экономического могущества и заинтересованности буржуазии в успешном исходе войны во многом способствовало росту ее оппозиционности правительству. Расскажите об образовании и деятельности Прогрессивного блока. Как действовали фракции октябристов и кадетов в IV Государственной думе? Углубление общенационального кризиса проявилось в росте революционной активности «низов» и деятельности революционно-демократических организации. Охарактеризуйте состояние и направления деятельности этих организаций. Обратите внимание, как война повлияла на позиции социалистических партий.

Февральская революция явилась закономерным результатом углубления общенационального кризиса, приведшего страну к двоевластию. Его классовая сущность состояла в том, что революция покончила с монархией и вплотную подошла к революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Раскройте причины установления двоевластия. Проанализируйте Манифест об отречении Николая II. Обратите внимание на то, что Россия впервые за всю историю стала ближе к демократии, самой свободной из воюющих стран. Какую программу деятельности разработало Временное правительство, какие перспективы оно наметило для развития страны?  Каковы были позиции Петроградского Совета? Проанализируйте его состав и взаимодействие с Временным правительством. В то же время раскройте позицию революционных партий. Какое значение для развития революции имели Апрельские тезисы В. И. Ленина? Проанализируйте расстановку социально-политических сил на разных этапах развития революции. Чем были вызваны кризисы Временного правительства? Какую роль сыграли коалиционные правительства?

Изучение основных программных положений крупных российских партий, их стратегии и тактики в период февраля – октября 1917 г. позволит увидеть возможные альтернативы развития России и понять причины победы большевиков в октябре 1917 г. Постарайтесь определить значение Октябрьского вооруженного восстания и его последствия. Рассмотрите в этой связи различные точки зрения.

При рассмотрении третьего вопроса  выясните, что такое «гражданская война», каковы  причины, цели, этапы, формы и средства войны и иностранной интервенции.  Важное значение имеет выяснение особенностей протекания Гражданской войны и интервенции  какв России в целом, так и в отдельных регионах, в частности, на Дальнем Востоке. Особого внимания требуют такие аспекты проблемы, как судьба демократии и свободы в России в условиях противоборства общественных сил, «белый» и «красный» террор, роль интервенции в разжигании братоубийственной войны, ответственность большевиков за политику «военного коммунизма»,  роль контрреволюции в реставрации монархических порядков,  ответственность лидеров «красного» и «белого» движений в нагнетании классового противостояния. Особо следует остановиться на итогах и последствиях войны и интервенции для России.

 


 

Занятие 12. Становление и развитие советского государства в 1917-м–1920-е гг.

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Формирование советской государственно-политической системы [8, 33, 36, 47, 76, 94].

  2. Образование СССР [8, 36, 47, 59, 77, 91, 93, 94].

  3. Поиск модели построения социализма:

  • новая экономическая политика: цели, задачи, кризисы [8, 36, 38, 54, 47, 77, 91, 93].

  • внутрипартийные дискуссии и борьба за власть [8, 28, 33, 36, 47, 77, 93, 119].

 

Темы докладов

  1. Роспуск Учредительного собрания в 1918 г.

  2. Формирование Советов.

  3. Нэп: сущность, значение, уроки.

  4. Борьба за власть: Сталин, Троцкий

 

Методические советы

Большое значение для понимания причин утверждения власти большевиков и их сторонников и дальнейшего развития страны по пути социализма имеет изучение ментальности масс, их быта и нравов. Рассмотрению проблем построения социализма в России помогут знания о ее роли и месте в цивилизационном процессе. Россия в начале ХХ в. в силу исторического опыта и особенностей модернизации  представляла собой  страну с многоукладной экономикой, с пестрым социально-классовым составом, многонациональную и многоконфессиональную. Резкий разрыв с историческим прошлым, разрушение традиционных форм жизни во многом поставили страну на грань разрушения цивилизационных устоев. Перед новой властью встали задачи не только преодоления последствий революции, Гражданской войны, но и сохранения государственности.  Раскройте в первом вопросе формирование органов государственной власти в первые месяцы после провозглашения советской власти. Как формировались органы власти в центре и на местах? В первые месяцы перед советской властью встали задачи, которые не могли в полной мере решить предшествующие правительства. Наряду со сложностью преодоления трудностей постреволюционного развития накладывались проблемы, связанные с принципиально иным подходом к ним большевиков. Во многом эти установки носили характер эксперимента, новаторства. Революционный максимализм большевиков оттолкнул от участия в советском правительстве бывших союзников по политическим взглядам. Обратите внимание, что первые кризисы большевистского правительства были связаны с расколом демократических сил. В чем состояли требования социалистических партий к большевикам? Как реализовывалась новой властью идея созыва Учредительного собрания? Почему оно было распущено? Какое влияние это оказало на расстановку социально-политических сил в стране? Как складывались отношения большевиков с левыми эсерами? Чем был вызван мятеж левых эсеров, и какое значение он имел для судеб страны? Какие основы нового государства закрепила Конституция РСФСР 1918 г.?

 Обратите внимание на систему чрезвычайных органов, сформированную в условиях Гражданской войны, на законодательную и судебную деятельность государства, первые социально-экономические мероприятия новой власти.

Второй вопрос практического занятия следует рассматривать по следующему плану:

- национально-государственное строительство в республиках в 1918–1920 гг.;

- предпосылки образования;

- разработка проектов создания союзного государства;

- подготовка и проведение учредительного съезда;

- Конституция СССР 1924 г.;

- этапы образования СССР;

- значение и последствия образования СССР.

Важное значение в рамках изучения темы имеет рассмотрение разных политических моделей социалистической модернизации страны: «военного коммунизма», новой экономической политики. Следует подчеркнуть, что обе модели отражали уровень теоретического осмысления перспектив развития. Расскажите о целях нэпа, сущности, основных звеньях, трудностях, кризисах политики. Обратите внимание на  дискуссии о перспективах, методах и источниках социалистического строительства, развернувшиеся в партии. Рассмотрите влияние такого фактора на выработку политики, как острая борьба лидеров большевистской партии за власть. Следует подчеркнуть, что в условиях однопартийной системы,  отсутствия гражданского общества резко возрастала опасность деформации государственно-политических и общественных отношений и утверждения деспотического режима. Изучая цели, ход, содержание, итоги и последствия борьбы внутри коммунистической партии, следует выявить противоречия глобального масштаба в ее стратегии и тактике. Это поможет понять причины как ее идейно-политического разрушения, так и утверждения тоталитарного режима.

 


 

Занятие 13. Советское общество в 1930-е гг.

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. СССР на путях форсированного строительства социализма [8, 29, 36, 33, 34, 59, 60, 71, 77, 91, 93, 94, 95, 97].

  2. Утверждение режима личной власти и культа личности И. В. Сталина [8, 59, 28, 29, 71, 77, 87, 91, 93, 94, 95].

  3. Советская внешняя политика в 1930-е гг. [47, 59, 71, 92, 93, 94, 95, 97].

 

Темы докладов

  1. Сталинизм: истоки и сущность.

  2. Политический портрет И. В. Сталина.

  3. Коллективизация: цели, методы, результаты.

  4. Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны.

 

 

Методические советы

Раскрывая первый вопрос практического занятия, обратите внимание на то, что результаты нэпа позволили стране восстановить промышленность, мелкотоварное производство, оживить торговлю, кооперацию. Определите те трудности и противоречия, которые требовали своего разрешения. Раскройте стратегию и тактику сталинского руководства, наметившего новый курс социалистической модернизации и отказавшегося от нэпа. Целесообразно рассмотреть такие вопросы: социалистическая индустриализация; массовая коллективизация; культурная революция. Выясните, в чем состояло существенное отличие модернизации страны в дореволюционный период и в 30-е гг. Следует рассмотреть цели, источники, средства, ход индустриализации. Что стало причинами резкого рывка социалистической индустриализации. Насколько совпали планы и результаты индустриализации? Обратите внимание на героические усилия трудящихся в реализации планов  первых пятилеток.

При изложении такой проблемы, как сплошная коллективизация, подчеркните, что создание колхозного строя было связано с принуждением, насильственным раскулачиванием. Сравните первоначальные планы большевиков по кооперированию крестьянства и сталинской коллективизации. Следует ознакомить аудиторию с темпами, сроками, методами коллективизации. Для этого изучите документальную основу данной политики. Рассмотрите последствия модернизации «по-сталински» не только для экономики, но и для всего общественного развития страны.

Рассматривая проблему утверждения авторитарного режима в СССР, вспомните, что основы ее были заложены в ожесточенной борьбе политических сил в годы Гражданской войны и внутрипартийных сил в 20-е гг. Каковы истоки сталинизма; насколько он совпадает с понятием тоталитаризма; мыслим ли он вне связи с личностью; есть ли у него преемственные связи с традиционной русской культурой? В то же время важно уяснить, что такое «тоталитаризм», раскрыть механизм функционирования советской власти и контроля над обществом тоталитарного режима. Раскройте различные точки зрения ученых на данную проблему.  Раскройте влияние сталинской политики на все стороны общественного развития. Какова была ее идеологическая основа? Постарайтесь данную проблему рассмотреть в контексте исторического развития и нашей страны и других стран. Являлся сталинизм «чисто» российским явлением  или это было свойственно государствам, не имеющим демократических традиций? Что это – закономерность или своеобразие развития стран отсталых в социально-экономическом и политическом развитии? Обратите внимание на попытки сопротивления сталинизму со стороны прогрессивно мыслящих деятелей того времени, на зарождение глубинного противоречия между формами народной жизни и существующим режимом. Полноту картины данного вопроса восполнит материал о губительных последствиях для народа сталинских репрессий.

Важное значение имеет рассмотрение принципов, задач, целей советской внешней политики. Обратите внимание, как они формировались в течение 30-х гг. В чем заключалась принципиальная позиция Советского Союза по отношению к фашизму и политике фашистских государств в первой половине 30-х гг.? Какие предложения были сделаны государством для обуздания фашистских агрессоров?  Что стало причинами изменения внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны? На ком лежит ответственность за развязывание войны? Являлась ли политика СССР последовательной после заключения Советско-германского пакта о ненападении? Какую роль сыграли в крахе политики «коллективной безопасности» Англия и Франция? Каково влияние сталинизма на выработку основ внешней политики? Был ли готов СССР к войне, в каком военно-техническом состоянии были армия и флот страны? Обратите внимание на губительные последствия сталинских репрессий военных командных кадров. Дайте оценку результатов как политики советского государства, так и мировой политики перед угрозой фашистской агрессии.


 

Занятие 14. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период 1945–1953 гг.

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Великая Отечественная война: характер, военные планы, периоды, источники победы советского народа [13, 36, 47, 71, 91, 93, 99].

  2. СССР в послевоенный период:

  • а) международное положение и политика «холодной войны» [11, 33, 34, 44, 91, 93, 103];

  • б) восстановление и развитие страны [33, 34, 36, 44, 60, 93, 103, 105].

 

Темы докладов

  1. Молодежь в годы Великой Отечественной войны.

  2. Герои-дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны.

  3. Трудовой подвиг народа в период восстановления страны.

  4. Политика «холодной» войны: противостояние держав.

 

Методические советы

Раскрывая первый вопрос практического занятия, дайте оценку фашистской агрессии в соответствии с международными документами. Определите цели гитлеровской Германии, развязавшей войну против СССР. Война носила освободительный, народный характер со стороны нашей страны. Военные планы, разработанные вермахтом, содержали не только захват и оккупацию территорий, но и физическое истребление советских людей. Обратите внимание на трагические события первого периода войны для СССР. Раскройте причины отступления советских войск, дайте оценку уровня подготовленности страны к войне. Определите ответственность сталинского руководства за миллионные  людские жертвы. Серьезное внимание уделите мобилизационным мероприятиям государства в первый период войны. Подготовьте материал о боевых и трудовых подвигах советских людей. Подчеркните высокую степень патриотизма народа. В чем он проявлялся? Расскажите об основных периодах Великой Отечественной войны, главных сражениях под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге. Что означал коренной перелом в ходе войны?  Как осуществлялось освобождение оккупированной территории страны?  Раскройте вопрос о формировании антигитлеровской коалиции. Обратите внимание на проблемы открытия второго фронта. Как складывались взаимоотношения «Большой тройки»? Какую роль сыграли международные конференции в ходе войны и в послевоенный период?  Расскажите о героических событиях завершающего периода войны, освободительной миссии в Европе советских Вооруженных сил, полном разгроме гитлеровской Германии.  Рассматривая источники победы, подчеркните приоритетную роль народа, его бесценного подвига во имя освобождения от фашизма. Ознакомьтесь с точками зрения историков по главным проблемам войны. Они носят дискуссионный характер и дают возможность творческого и объективного анализа материалов в студенческой аудитории.

Победа нашего народа в Великой Отечественной войне имела огромное значение для судеб Европы и всего мира. Произошли коренные изменения в мире, распространилось влияние СССР. Рассмотрите процесс образования мировой социалистической системы. Важно проследить демократические процессы в странах, освободившихся  от фашизма. Какую роль сыграл сталинизм в утверждении тоталитарных режимов? Какие изменения произошли в колониальных странах? Раскройте сущность германской проблемы. В данном вопросе необходимо определить место и роль СССР в новых международных условиях. Значительное место  отведите выявлению сущности, целей и основных направлений политики «холодной войны», выясните, как она отразилась на международной обстановке на внутреннем развитии нашей страны.

Трудности восстановительного периода были обусловлены колоссальным ущербом, нанесенным войной, а также возвратом сталинского руководства к модели государственного социализма довоенного образца. Рассмотрите основные задачи, источники, методы восстановительного процесса, покажите  его особенности  в разных секторах экономики. Обратите внимание на творческие народные почины в подъеме промышленности, сельского хозяйства. В каких формах проходило социалистическое соревнование, каких успехов добивались труженики? Раскрывая особенности общественного развития, выявите, в чем и как проявлялись его противоречия. Подчеркните несоответствие настроений общества и насаждаемых идеологических установок. В чем проявлялось ужесточение сталинского режима? Следует сказать о новой волне массовых репрессий 1948–1949 гг., «ленинградском деле», разгроме общественных наук, языкознания, ударе против выдающихся деятелей литературы и искусства М. Зощенко, А. Ахматовой и др. Завершая рассмотрение вопроса, акцентируйте внимание на том, что трудовой героизм, самоотверженность народа сыграли огромную роль в возрождении страны.  Народ–победитель заслужил лучшей доли, чем сталинские лагеря и невыносимая атмосфера страха и насилия.


 

Занятие 15. Советское общество в начале 1950-х – середине 1980-х гг.

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Политические и социально-экономические преобразования Н. С. Хрущева: планы, противоречия, итоги [8, 10, 13, 17, 18, 25, 29, 34, 47, 77, 93, 103, 122].

  2. Политическое, социально-экономическое и духовно-нравственное развитие страны: конец 1960-х – начало 1980-х гг. [3, 13, 17, 25, 29, 34, 47,  77, 91, 93, 103].

  3. Внешняя политика СССР в начале 1950-х – середине 1980-х гг.[8, 13, 47, 68, 91, 93, 96, 103, 122].

 

Темы докладов

  1. Хрущевская оттепель: путь к демократии?

  2. Л. И. Брежнев Политический портрет

  3. Берлинский и Карибский кризисы начала 60-х гг.: их разрешение.

  4. Диссидентское движение.

 

Методические советы

В данной теме, охватывающей более чем тридцатилетний период, содержатся важные проблемы, без понимания которых невозможно разобраться в современной ситуации. В ходе последовательного изучения вопросов семинара необходимо обратить внимание на тесную взаимосвязь внутренней и внешней политики. Известно, что многие экономические и социальные программы не выполнялись по причинам, обусловленным уровнем политического руководства, продолжением «холодной войны», гонкой вооружений.

Рассматриваемый период насыщен попытками реформировать различные стороны жизни общества. Начните их анализ с политической сферы. Подготовка реформ в стране началась с оздоровления морально-психологической атмосферы. Был восстановлен партийно-государственный контроль над репрессивными органами, проведены реформы в правоохранительных и судебных органах. Обратите внимание на то, что это было инициировано «сверху». В связи с этим   следует показать роль Н. С. Хрущева в процессе «десталинизации» страны. Изучите материалы доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС о разоблачении культа личности Сталина. Как проходила и в чем проявлялась  «оттепель»? Обратите внимание на обострение внутрипартийной борьбы между сторонниками реформ и их противниками – «сталинистами». Проанализируйте необходимость и обусловленность социально-экономических реформ. С какими противоречиями сопрягались преобразования? Почему они проходили с большим трудом? Покажите, что реформы «сверху» не всегда отвечали настроениям общества, а излишнее администрирование перечеркивало все хорошие замыслы. Следует рассказать о значимости достижений СССР в области научно-технического прогресса, в освоении космоса, создания оборонных комплексов, в развитии образования, культуры. В то же время надо ответить на вопрос, почему итоги реформ не всегда соответствовали планам. Начатые реформы не были доведены до конца и необходимо выявить причины, тормозящие последовательное обновление общества.

Раскрывая проблемы развития СССР в конце 60-х – начале 80-х гг., важно дать объективную и взвешенную картину этого периода и не заниматься «очернительством» или приукрашиванием. Развитие важных сфер жизни общества происходило довольно динамично, особенно в конце 60-х – начале 70-х гг. По многим важнейшим  экономическим и социальным показателям (укажите каким) СССР занимал передовые позиции. Обратите внимание, как выявлялись, анализировались и реализовывались основные проблемы развития страны. Для этого необходимо изучить документальную основу, привлекая материалы хрестоматий и сборников документов рассматриваемого периода. Но именно в  эти годы нарастают кризисные явления, тормозящие дальнейшее развитие страны. Каковы причины и составляющие «механизма торможения»? Каковы их итоги? В чем проявились кризисные и застойные явления? Обратите внимание на состояние общества, его настроения и чаяния. Раскройте такую проблему, как диссидентское движение, как и в каких формах оно развивалось, и какое значение имело для дальнейшего развития гражданского общества.

При рассмотрении третьего вопроса следует определить этапы внешнеполитической деятельности СССР. Какие цели преследовала эта политика,  всегда ли средства достижения им соответствовали?  Вскройте сущность Берлинского и Карибского кризисов, опасность развязывания ядерной войны. Обратите внимание на усилия, прилагаемые руководством СССР к изменению установившихся после мировой войны отношений между ведущими странами.  Что означал принцип мирного сосуществования государств, как он реализовывался, и какие препятствия стояли на пути установления партнерских отношений стран двух мировых систем?

  Рассмотрите такой период, как «разрядка международной напряженности», покажите, какие проблемы международного развития были разрешены, какие оставались актуальными. Особое внимание уделите причинам начавшейся конфронтации в отношениях СССР и США. Что означал «новый курс» внешней политики  руководства США и Великобритании по отношению к СССР? Имела ли место угроза геополитическим интересам нашей страны? Расскажите об афганской войне и роли СССР в ней. Подчеркните необходимость перемен в международной политике.


 

Занятие 16. СССР в период перестройки середина 1980-х – 1991-й гг.

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Попытки совершенствования социализма:

  • а) ускорение социально-экономического развития [7, 8, 25, 34, 77, 91, 114];

  • б) хозяйственная реформа [36, 47, 60, 71, 75, 93, 94, 103];

  • в) реформа политический системы [25, 36, 47, 59, 75, 77, 91, 93, 94, 114].

  1. Августовские события 1991 г. Распад СССР: причины, ход, последствия [8, 47, 77, 75, 94, 96, 114].

  2. Международное положение и внешняя политика СССР в условиях перестройки [8, 36, 47, 77, 91, 93, 94, 95].

 

Темы докладов

  1. Перестройка: расчеты и просчеты.

  2. Национальные движения в советских республиках.

  3. Распад СССР.

  4. Б. Н. Ельцин: политический портрет.

 

Методические советы

Раскрывая тему, обратите внимание на то, что причины «перестройки» созревали продолжительное время. Необходимость перемен была очевидна задолго до смены политического руководства страны. Определите цели, задачи, этапы перестройки. Проблемы реализации попыток совершенствования социализма целесообразно рассматривать в связи с борьбой различных групп правящей номенклатуры за власть. Этим во многом объясняется то, что курс на перестройку отличается непродуманностью, непоследовательностью, популизмом, заигрыванием с зарубежными странами. Расскажите о просчетах, ошибках и безответственности политиков на пути серьезных преобразований.

Вместе  с тем в ходе «перестройки» возникли такие понятия и реалии, как «новое мышление», «ускорение», «гласность», «многопартийность», «плюрализм». Выдвигались лозунги «Вся власть Советам», за альтернативные выборы, самоуправление, отмену 6-й статьи Конституции СССР. Расскажите, как формировались новые органы власти, складывался институт президентства. Одновременно в различных сферах бытия, в том числе в КПСС, нарастали кризисные явления. Выясните, в чем они проявлялись. Средства массовой информации занимали деструктивную позицию. Началось «очернение» всей истории страны за советский период под видом поиска «белых пятен». Это изменило духовно-нравственную атмосферу в обществе, компенсатором разочарований стало обращение людей к вечным ценностям, в том числе и к религиозным. В определенной части общества резко возросла политическая активность, принимавшая зачастую формы экстремизма. Наряду с ростом национальных движений в республиках СССР поднял голову и национализм. Сепаратистские настроения охватили практически все республики. Политическая борьба между центром и РСФСР вылилась в острый государственный кризис. Расскажите об августовских событиях 1991 г. При изучении этих событий следует опираться на различные источники (указы Б. Н. Ельцина, документы ГКЧП, материалы процессов, правовые акты и т. п.). Анализируя ход и последствия этих событий, дайте ответы на следующие вопросы. Противоречило ли действующей Конституции СССР создание ГКЧП? Каковы были цели и задачи этого органа? Как можно охарактеризовать действия Президента РСФСР? Соответствовали ли они законам? Какова была роль прессы в этих событиях? Как отреагировали на события в Москве союзные республики, субъекты РФ? Распад СССР имел как объективные, так и субъективные причины. Раскройте их. Проанализируйте процесс и последствия развала некогда великой союзной державы. Что такое Беловежские соглашения, какую роль они сыграли в дальнейшем развитии страны? Коренные изменения коснулись и международного положения СССР. Изменились принципы и цели советской внешней политики. «Новое мышление» стало пускать свои корни и в сферу международных отношений. Как изменились взаимоотношения СССР и бывших стран социалистического и капиталистического лагеря? Какую позицию занял Советский Союз в отношении своих союзников и партнеров в разных частях света? Как отразился на геополитических интересах страны распад СССР? Ответы на эти вопросы позволят понять многие процессы современного международного развития.


  

Занятие 17. Россия на пути перемен (1991 г. – начало  XXI в.)

<методические советы> <содержание> <литература>

 

План

  1. Конституция  Российской Федерации 1993 г. Закрепление основ государственно-политической, социально-экономической систем [8, 34, 47, 71, 94, 95, 98, 99].

  2. Экономические и политические реформы середины 1990-х гг. – начала XXI в.[8, 47, 71, 77,  91, 94, 95, 98, 99].

  3. Развитие общества: политические, социально-экономические, духовно-нравственные аспекты [47, 71, 77, 93, 94, 95, 98, 99].

 

Темы докладов

  1. Проблемы социально-экономического развития России на рубеже веков.

  2. Формирование государственности Российской Федерации.

  3. Россия и США: партнерство и соперничество.

  4. Политический портрет В. В. Путина.

 

Методические советы

Раскрывая первый вопрос плана практического занятия, выделите причины законодательного закрепления коренных изменений, происшедших в России после распада СССР. С какими проблемами и трудностями сталкивалась формирующаяся государственно-политическая система? Как и в каких условиях осуществлялась разработка Конституции РФ. Обратите внимание, на каких принципах создается и функционирует российское государство. Важный блок данного вопроса–это гарантии конституционных прав и свобод граждан страны. Раскройте, какими правами и свободами обладают граждане России. Следует рассказать о системе государственных органов, механизме их деятельности. Сравните их с прежним государственным устройством.  В Конституции 1993 г. также были закреплены основы социально-экономического развития страны. Какие преимущества дает основной закон для перспектив экономического роста и повышения благосостояния народа, каковы гарантии этого?

При рассмотрении второго вопроса практического занятия следует выявить основные тенденции развития страны в период кардинальных преобразований. Отметьте цели, задачи, трудности, противоречия эпохи реформ. Какую роль сыграли ошибки политического руководства страны? Как осуществлялись реформы, какими методами? Какую реакцию вызвала форсированная капиталистическая модернизация у населения? Как складывался институт частной собственности?  Как осуществлялась приватизация? Какие формы собственности и хозяйствования стали преобладающими? Обратите внимание на состояние государственного сектора экономики, уровень стратегической безопасности страны, проблемы армии и флота. В этот период происходило развитие российской государственности, преодолевались негативные последствия развала СССР, урегулировались межнациональные проблемы. Какие позитивные результаты вы можете назвать? Какие трудности не были преодолены? Обратите внимание на укрепление института президентской власти, совершенствование избирательной системы, усиление роли политических партий, их активную думскую деятельность. Раскройте достижения демократического развития страны. Особое внимание уделите нерешенным проблемам борьбы с терроризмом, оцените его опасность для стабильного развития страны.

Вопрос об общественном развитии следует рассматривать в политическом, социально-экономическом и духовно-нравственном отношениях. Расскажите, какое значение имели для общества демократические завоевания. Покажите степень участия населения в политических процессах, идущих в стране, его отношение к политике властей. Обратите внимание на особенности общественного развития в разных регионах страны. Раскройте понятие «гражданское общество», степень его зрелости в России. Какую роль в стране играет закон, как складываются взаимоотношения разных слоев общества и закона?

Социально-экономические реформы противоречиво отразились на состоянии общества. Следует отметить позитивные тенденции и показать недостатки этой политики. Важное значение имеет вопрос об уровне жизни народа. К каким последствиям привела резкая поляризация социальных слоев? Что вы скажете о проблемах безработицы, бедности и нищеты, маргинализации и криминализации части общества, беспризорничестве и детской преступности? Как государство решает проблему защиты социально обездоленных слоев граждан? Насколько само общество готово спасти и защитить себя от издержек радикальных реформ? Какую роль должны сыграть и играют идеологические институты? Как возрождается духовность и нравственность в России? Покажите влияние на этот процесс церкви, литературы, искусства. Подчеркните значение науки и образования в современной России.

 


 

Designed by Семченко Павел, ИС-41