Жданова И.Л.

Индивидуальный подход в обучении студентов первого курса.



Внимание к проблеме индивидуального подхода в обучении студентов является постоянным компонентом методики преподавания в системе образования. В то же время следует ее рассматривать в свете определенных концептуальных и методологических установок. Попытка осмысления данной проблемы высвечивает ряд узловых моментов:


1.Системные и структурные изменения в системе образования
2. Преемственность и новаторство в образовательной политике государства.
3. Изменения в мотивации образования
4. Гуманитаризация образования как перспектива и стратегия общественного развития.
5.Проблемы и противоречия индивидуализации образования в условиях возрастания социального и имущественного неравенства.
6.Стандарты в образовании: обязательность как принцип и способ подготовки высококвалифицированных специалистов.
7. Совершенствование методики индивидуального обучения.
8.Классическое образование и разработка новых форм преподавания в контексте индивидуального обучения.
9. Методические приемы и способы.
10. Образцы методических установок при индивидуальном подходе в преподавании.


Радикальные изменения в социальной жизни страны в последние годы не могли не сказаться на ситуации в системе образования, начиная со средней школы и заканчивая университетом. Они затронули ее до основания, начиная от самих принципов ее строительства и организации до микроклимата студенческих групп и мотивации образования у каждого студента. Старшеклассники, пройдя через жесткий отбор вступительных экзаменов, занимают место в студенческой аудитории. Такая практика существовала десятилетия, но и она претерпевает существенные изменения. Сложившиеся звенья системы высшего образования: университет – академия - высшее училище – институт не просто пополнили свои ряды новыми по типу заведениями в рамках единой высшей школы, а стали организовываться на различных принципах кадровой, финансовой, материально-технической, научной и учебно-образовательной политики. Появились частные, коммерческие учебные заведения, а государственные, региональные, муниципальные также осуществляют наборы и подготовку студентов на платной основе. Структурные изменения в целом стали корректировать саму систему образования в нашем обществе. А это в свою очередь неизбежно повлечет за собой изменения в содержании образования и переориентации его на иные цели. Можно предполагать, что эти корреляции будут иметь инверсионный характер.


Принципы государственной политики вырабатываются болезненно и спонтанно, что характерно для периода реформ. В то же время новые подходы не должны разрушать коренным образом сложившуюся систему подготовки отечественных кадров. В этом направлении нужно делать продуманные и последовательные шаги. Преемственность в образовательной политике государства сейчас во многом основывается на использовании материальной и интеллектуальной основ существовавшей системы образования в предыдущие десятилетия. Оптимистическими кажутся намерения ведомств сохранения государственных стандартов подготовки высококвалифицированных специалистов. В условиях растущего социального и имущественного неравенства в стране получение высшего образования стало подлинной проблемой. Опасность превращения знания и профессионализма в предмет только купли – продажи, как никогда ранее, может стать камнем преткновения на пути создания великой интеллектуальной державы.


Неравнозначность знаний, полученных молодежью в школе, во многом нивелируется самим процессом поступления в высшие учебные заведения за счет договоров различных типов: государственного и коммерческого. Первокурсники начинают учиться фактически на разных условиях, хотя формально имеют одинаковый доступ к знаниям, предоставляемых высшей школой. Это касается кадрового потенциала, материально- технической, учебно-методической баз и т.д. Перед вузами встает насущная задача не допустить дальнейшей нивелировки, т.е. усреднения уровня подготовки студентов в условиях доступности платного образования, и, соблюдая конституционные права граждан в получении образования, не опускать планку в формировании отечественных кадров высшей квалификации.
Сам процесс образования, не смотря на значительность доли коллективных форм обучения (практические, семинарские занятия, коллоквиумы, конференции, дискуссии, консультации и т.п.) сугубо индивидуален по усвоению получаемых знаний. Но и он несет в себе элементы присвоения, использования ранее выработанных знаний и иногда их “эксплуатации”. Этот процесс можно представить как индивидуализацию образования, т.е. диалектическое единство восприятия знаний и их отрицания на новой ступени познания.


Студенты первого курса во многом восприимчивы к вузовской методике обучения и подход преподавателя, построенный на учете индивидуальных особенностей, может стать хорошим средством активизации самостоятельной работы студентов, повышения эффективности изучения дисциплин. Часто используемая методика малых групп не может целиком решить проблему индивидуального подхода к обучению студентов. Она является лишь одним из методических приемов. Индивидуальный подход к студенту – это и стратегия и тактика образования, концепция и принцип преподавания. Важным в этом отношении представляется установление с первых дней занятий связи: преподаватель – студент, а не преподаватель – аудитория. Обучить предстоит каждого студента, и это целая программа отношений, начиная со знакомства и выявления индивидуальных особенностей, возможностей, интересов на начальной стадии обучения до систематической выдачи индивидуальных заданий, контроля и оценки знания. Помочь первокурснику организовать свою учебную деятельность – это не только задача преподавателя, как специалиста в своей области, но и как педагога. Немаловажным фактором, способствующим эффективности обучения, несомненно, является и обязательность и личная ответственность студента, что представляет другую грань поставленной проблемы.


Интересной практикой в осуществлении индивидуального подхода является выдача индивидуальных заданий на занятие, тему, учебный курс, проведение круглых столов по проблемам темы в соответствии с выбором таковых студентами (“Что вас привлекает в эпохе Петра 1?”) Проведение деловых игр, позволяющих выявить способности студентов с выбором ролей и заданий, помогает лучше изучить предмет и проявить себя в определенном качестве (Судебный процесс над военачальниками Красной Армии в 1938 г.) Организация работы первокурсников с документами в форме экспертизы позволяет привлечь каждого студента к обсуждению вопроса в соответствии с уровнем его подготовки, знаний, усвоения предмета (Судебные Уставы 1864 г.) Перечень контрольных вопросов может включать в себя такие вопросы, которые предполагают различный уровень сложности. В то же время студенты первого года обучения в соответствии с прохождением рубежного или текущего контроля знаний могут быть включены в различные группы рейтинго-модульной системы и переходить на другой уровень успеваемости в течение всего учебного года. Тестирование студентов, как часто используемая форма контроля знаний может быть представлена двухуровневой системой оценки знаний: 75 % правильных ответов – высший уровень и 50% + 1 правильный ответ – удовлетворительный уровень.


Опыт индивидуальной работы со студентами позволяет вырабатывать основополагающие принципы преподавания, совершенствовать методику обучения и воспитания.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41