Кудинова Н.Т.

Булдыгерова Л.Н.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА КАФЕДРЕ ИСТОРИИ



В настоящее время в отечественных вузах идет процесс создания качественно новой учебно-методической базы: электронных учебников; методических указаний в электронном варианте; программно-педагогических тестовых заданий и т.п. [1–7]. Этот вид учебно-методической литературы позволяет объединить достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.


Опыт, накопленный кафедрой «История отечества, государства и права» ХГТУ, подтверждаемый опытом других вузов, показывает, что использование информационных средств позволяет, в отличие от традиционного обучения, привлечь такое дидактическое свойство, как наглядное и образное предъявление информации. Сложное текстовое описание учебного материала (фактов, понятий, образов) дополняется его визуальным распознаванием. Ассоциативность визуального восприятия способствует переводу дидактической информации в долговременную память, что способствует ее более прочному усвоению.


Новые электронные средства обучения, обладающие повышенной мультимедийностью и динамичностью, способствуют выработке фрактальной методологии, переходу к образному многомерному мышлению. Разработка методики использования электронных средств обучения и введения их в учебный процесс сегодня особенно актуальна.


Инновационный учебно-методический комплекс нашей кафедры состоит из рабочих программ всех дисциплин, читаемых на ней; электронных учебных пособий; методических указаний для студентов заочного отделения; системы программно-методических тестовых заданий для определения уровня усвоения учебных знаний студентов.


► Электронное учебное пособие: «История России: Тексты лекций».
Как известно, основой очной формы обучения в российской высшей школе являются обзорные лекции. Кафедрой подготовлено учебное пособие, где изложены лекции, читаемые преподавателями. В них, в отличие от учебника, не ограниченного порядком выбора излагаемого материала, отражается индивидуальная манера чтения лекции, специфика технического университета, уровень исторической подготовки студентов ХГТУ. Вместе с тем тематика лекций полностью соответствует рабочей программе дисциплины.


Нами подготовлена не просто версия книги на электронном носителе. В предлагаемом электронном учебном пособии кроме текстового содержания содержатся фото и кино материалы, словарь терминов и т.п. На будущее предполагается, что текстовый материал можно будет не только прочитать, но и прослушать с помощью микрофона. На данный момент с помощью механических манипуляций (клавиатура, мышь) при изучении текста можно получить дополнительный материал: биографии государственных и политических деятелей, их портреты, разнообразные кино и фото документы, справку из словаря терминов, познакомиться с первоисточником по теме.


Удобство, быстрота вывода информации, наглядность позволят усвоить гораздо больший объем знаний, чем при использовании традиционных средств информации. В данном случае студенты избавлены от монотонности работы. Разнообразность предоставляемого материала способствует его лучшему усвоению, так как задействованы все виды памяти.


► Адаптированное электронное учебное пособие.
Кафедра имеет опыт создания и адаптированного электронного учебного пособия, предназначенного для студентов-иностранцев [8]. Данное пособие разработано в формате PDF с помощью Adobe Acrobat. Пособие содержит тексты лекций по основным темам курса «История России IX–XX вв.». Для быстрого перехода к нужной теме можно использовать команды «Иконки» и «Закладки» панели навигации или выход из раздела «Содержание» с помощью гиперссылок. Наряду с текстами лекций в пособии представлен словарь исторических терминов, иллюстрации, карты событий и видеофрагменты, которые содержат дополнительную информацию к характеристике основных периодов в истории России. В тексте выделены термины и понятия, значение которых раскрывается с помощью всплывающей подсказки. В начале каждой лекции содержится перечень карт событий и видеофрагментов по теме, доступ к которым осуществляется посредством гиперссылок. При подготовке пособия были использованы видеофрагменты из мультимедийного издания «Репетитор по истории» из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».


Учебное пособие включает основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного стандарта высшей школы. Второй уровень учебно-методической литературы составляет дополнительный материал.
 

► Электронное учебное пособие для подготовки к экзамену.
Данный вид учебного пособия предназначен для студентов заочного отделения, изучающих отечественную историю. Пособие выполнено в виде кратких ответов на экзаменационные вопросы. Авторский коллектив ставил своей главной задачей выделить и осветить основные аспекты изучения того или иного вопроса, что позволит студентам подготовиться к экзамену в кратчайшие сроки. Для более глубокого изучения той или иной проблемы необходимо обращение к материалам основного учебного пособия «История России: Тексты лекций», что возможно сделать с помощью гиперссылок.


Закрепить изученный материал помогут вопросы, сформулированные в тестовой форме. Тестирование построено по типу множественного выбора – один правильный ответ из четырех.


► Тематика контрольных работ и методические указания для студентов заочного отделения.
Указанные учебно-методические пособия разработаны по основным дисциплинам кафедры [9–11]. Каждое из них содержит перечень тем контрольных работ для студентов-заочников. К каждой теме контрольной работы предлагается план изложения материала, указаны источники, основная и дополнительная литература, на основе которой студент должен всесторонне раскрыть вопросы темы. В каждом пособии даны методические советы по написанию контрольной работы и сформулированы основные требования по ее оформлению. При создании электронных версий указанных пособий были использованы гиперссылки и закладки текстового редактора Microsoft Word, которые позволяют быстро перейти к конкретному фрагменту текста. Все гиперссылки выделены в тексте подчеркиванием. В дальнейшем планируется дополнить эти пособия текстами первоисточников и учебных лекций по изучаемым темам.


► Система программно-педагогических тестовых заданий.
На кафедре с помощью студентов разработана компьютерная программа, позволяющая осуществлять дистанционное обучение и автоматизированный контроль знаний по дисциплинам кафедры. Программа состоит из двух программных модулей: 1) тестера и базы вопросов; 2) сетевого сервера.


Тестер – основная программа для работы с тестируемым. По итогам теста создается зашифрованный файл ответов. Результаты тестирования отражаются в подсчете правильных и неверных ответов и выводятся в баллах и в процентах правильных ответов. Предусмотрена возможность автоматического проставления оценки (по 5-балльной системе). Критерии оценок стандартные, т.е. при правильном выполнении 95–100 % заданий выставляется «отлично», 75–94 % – «хорошо», 50–74 % – «удовлетворительно». Сетевой сервер позволяет работать в сетевом режиме. Тестирование проходит по локальной вычислительной сети, все результаты тестирования отображаются сервером. Данный модуль реализует функцию удаленной проверки результатов, т.е. дешифрацию и анализ файла ответов; ведет подробный файл-отчет своих действий и результатов тестирования. Предусмотрена возможность вывода результатов на печать.


На основе этой программы созданы два вида компьютерных тестовых материалов: компьютерное тестирование и компьютерный тестовый практикум. И в том, и в другом случае студентам предлагаются тестовые задания закрытой формы, которые состоят из двух частей. Первая часть содержит постановку проблемы в форме вопроса или указания. Вторая часть содержит готовые варианты ответов, из которых следует выбрать один правильный ответ. Различаются указанные виды тестовых материалов по содержанию и настройке базы вопросов, что позволяет решать разные задачи.

.При компьютерном тестировании база вопросов представлена в виде отдельного файла и содержит от 250 до 400 тестовых заданий. Настройка базы позволяет включить в один тест 25 заданий, отобранных по методу случайной выборки. На выполнение одного задания отводится 60 секунд. Данный вид тестовых материалов предназначен для преподавателей и может быть использован для итоговой аттестации или рубежного контроля знаний студентов, для проведения предметных олимпиад в форме компьютерного теста, а также для подготовки студентов к экзамену или к зачету по дисциплинам «Отечественная история» [12] и «История государства и права зарубежных стран» [13–14] под контролем преподавателя.


Для самостоятельной работы и самоконтроля студентов при подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену по дисциплинам «История государства и права зарубежных стран» предназначен компьютерный тестовый практикум [15–18]. Его база вопросов представлена в виде отдельных файлов, которые содержат от 25 до 30 тестовых заданий по истории государства и права отдельных стран. Задания сформулированы по проблемно-хронологическому принципу и отражают содержание основных учебников, которые рекомендуются в качестве обязательных по изучаемой дисциплине. Выполнение компьютерного тестового практикума поможет студенту уяснить последовательность изложения учебного материала, уточнить значение и суть основных определений, понятий и терминов, систематизировать и закрепить в памяти основной фактический материал.


При создании электронных учебных и методических пособий с особой остротой встает вопрос охраны авторских прав. На данный момент эта проблема решается путем бесплатной регистрации обязательного экземпляра электронного издания в Депозитарии электронных изданий НТЦ «Информрегистр». При этом сведения об электронных изданиях и их поставщиках публикуются в каталоге «Российские электронные издания», который выходит ежегодно на бумажном носителе и постоянно обновляется в Интернете. Эти публикации являются формой публичного оповещения органами государственного управления, юридическими и физическими лицами о правах на созданные ими информационные ресурсы.
 



[1] Агапонов С. В., Джалиашвили З. О., Кречман Д. Л. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб., 2003.
[2] Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (Проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121-123.
[3] Булдыгерова Л.Н. Использование технологий Интернет в обучении студентов-заочников // Совершенствование образовательного процесса: Новые технологии, методика, формы. Материалы научно-методической конференции 12 – 15 мая 2000. Хабаровск, 2002. С. 51-53.
[4] Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. СПб., 2002.
[5] Околелов О. Электронный учебный курс // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 126-129
[6] Стародубцев В., Федоров А., Чернов И. Инновационный программно-методический комплекс // Высшее образование в России.. 2003. № 1. С. 146-151.
[7] Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании. М., 2001.
[8] Кудинова Н.Т. История России IX–XX веков: Учебное пособие для студентов-иностранцев технических вузов // Деп. в ФГУП НТЦ «Информрегистр». № 0320300812 от 26.08.2003 г.
[9] Отечественная история. Тематика контрольных работ для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Сост. Л. Н. Булдыгерова, И. Л. Жданова, В.А. Иващенко и др. // Деп. в ФГУП НТЦ «Информрегистр». № 0320300873 от 25.09.2003 г.
[10] История государства и права зарубежных стран. Тематика контрольных работ и методические указания для студентов / Сост. Л. Н. Булдыгерова, Н. Т. Кудинова, Е. И. Куликова // Деп. в ФГУП НТЦ «Информрегистр». № 0320300875 от 25.09.2003 г.
[11] История отечественного государства и права: Тематика контрольных работ и методические указания для студентов специальности «Юриспруденция» заочной формы обучения / Сост. Ю.Н. Бакаев // Деп. в ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 0320300874 от 25.09.2003 г.
[12] Отечественная история: компьютерное тестирование / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300237 от 2003.03.26
[13] Государство и право Древнего мира: компьютерное тестирование/ Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300231от 2003.03.26.
[14] История государства и права в средние века: компьютерное тестирование / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ. № 50200300233 от 2003.03.26
[15] Государство и право стран Древнего Востока: компьютерный тестовый практикум / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300235 от 2003.03.26
[16] Государство и право Античного мира: компьютерный тестовый практикум / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300232 от 2003.03.26
[17] Государство и право средневековой Европы: компьютерный тестовый практикум / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300234 от 2003.03.26
[18] Средневековое государство и право в странах Востока: компьютерный тестовый практикум / Сост. Н.Т. Кудинова, М. Ф. Морев // Деп. в ВНТИЦ № 50200300236 от 2003.03.26

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41