ХХХХ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ХГТУ

 

2006 г.2005 г.2004 г.2003 г.2002 г.│2001 г.2000 г.


 

ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ


              

Конференция состоялась 25-27 апреля 2000 г. На трех заседаниях секции “Проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн в материалах истории отечественного и зарубежного государства и права” было заслушано 33 доклада. По итогам работы секции принято решение о поощрении 9 наиболее активных участников конференции. Лучшими были признаны доклады Дубиной Е.(Ю-91) "Репрессии в годы Великой Отечественной войны" (научный руководитель к.и.н., доцент Жданова И.Л.); Осетрова К.(Ю-91) "Свобода совести и зашита Отечества" (научный руководитель к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.); Горелик А.(Ю-91) "Советская молодежь в системе государственно-правовых отношений. 1941-1945 гг."; (научный руководитель к.и.н., доцент Жданова И.Л.); Колесник Ю.(Ю-91) "Государственно-политические последствия второй мировой войны: взгляд через годы" (научный руководитель  к.и.н., доцент Куликова Е.И.). Тезисы докладов представлены к публикации.
 

 

ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЙ СЕКЦИЙ


Секция «Проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войн в материалах истории отечественного и зарубежного государства и права»

Научный руководитель - ст. преподаватель Карлин К. Г.
Председатель - Осетров К. (Ю-91)

Секретарь - Барышева Н. (ТД-91)
 

Темы выступлений:
 

Первое заседание 25 апреля, вторник, 14-00 час., ауд. 423-п

  1. Дальний Восток в период Великой Отечественной войны: вклад в победу – Еременко В.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  2. Страницы истории Великой Отечественной войны – Колесникова О. (Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  3. Хиросима и Пёрл-Харбор – противостояние двух держав – Осетров К.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  4. Государственно-политические последствия второй мировой войны: взгляд через годы – Колесник Ю.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  5. Развитие гражданского законодательства в европейских странах в конце ХХ века – Косткин А.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  6. Япония: основные тенденции государственного развития в конце ХХ века – Дубина Е. (Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  7. Чему нас учит история: Чечня вчера и сегодня – Спиченко Е.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  8. Человек на войне – Полосухин В.(ЛД-91). Научный руководитель – ст. преподаватель Карлин К.Г.

  9. Поставки по ленд-лизу СССР в годы второй мировой войны – Жуваков И.(ЛД-91). Научный руководитель – ст. преподаватель, Карлин К.Г.

  10. Военные аспекты курильской проблемы – Барышева Н.(ТД-91). Научный руководитель – ст. преподаватель Карлин К.Г.

  11. Битва за Берлин – Суворов Д.(ЛД-91).Научный руководитель – ст. преподаватель Карлин К.Г.

Второе заседание 26 апреля, среда, 14-00 час., ауд. 423-п

  1. Советская дипломатия накануне второй мировой войны – Стефинов Д.(СЭМ-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  2. Дальневосточники в Великой Отечественной войне – Кураков В.(СЭМ-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  3. Патриотизм советского народа в годы Великой Отечественной войны – Чернов В.(ААХ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  4. Роль личности в годы Великой Отечественной войны – Дунаев А.(ААХ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  5. Внешняя политика СССР после войны 1941-1945 гг. – Шмонин А.(ААХ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  6. Дискуссионные вопросы второй мировой войны – Ложкин Р.(ААХ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  7. Основные битвы Великой Отечественной войны – Манаев Д. (ААХ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  8. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского в присоединении Дальнего Востока к России – Колесник Ю.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  9. Организация государственной власти на Дальнем Востоке в XIX-начале ХХ вв. – Секунов В.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  10. Формирование органов власти на Дальнем Востоке в годы гражданской войны – Кулагина Е.(Ю-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  11. Органы местной власти на Дальнем Востоке в 20-30-е годы – Грибоедова А.(Ю-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  12. Органы местной власти на Дальнем Востоке в 40-80-е годы – Еременко В.(Ю-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  13. Функционирование системы муниципального управления на Дальнем Востоке – Личман Л.(Ю-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

Третье заседание 27 апреля, четверг, 14-00 час., ауд. 423-п

  1. К вопросу об аналогиях в истории России (1917 год и современная ситуация) – Михайлова А.(ОП-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  2. Граф Витте – выдающийся государственный деятель России – Минат В.(ТВ-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  3. Церковная реформа Александра II – Котегов Р.(ТВ-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  4. Портрет П. Милюкова – Овчинникова Г.(ОП-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  5. Реформы П.А. Столыпина (замыслы и результаты) – Ганин А.(ПО-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  6. Дневник академика Вернадского (Сталин и неудачи начального периода Великой Отечественной войны) – Зубов С.(ДВС-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  7. Либеральная политическая традиция в России – Шильникова Е.(ТВ-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  8. Кадеты в России – Выборов А.(ПМ-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

  9. Черносотенцы в России и РНЕ – Нечаев Д.(ОП-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешев Э.М.

ТЕЗИСЫ ЛУЧШИХ ДОКЛАДОВ


Е. ДУБИНА (Ю-91).  Репрессии в годы Великой Отечественной войны


На начало Великой Отечественно войны в лагерях НКВД находилось более 1,5 млн. человек. Казалось бы, в условиях страшной опасности, грозившей самому существованию страны, необходимо было мобилизовать все имеющиеся ресурсы, особенно людские. Но запущенная на полный ход репрессивная машина уничтожения крутилась по своим законам. Остановиться она уже не могла. Нужны были заговоры, диверсии, покушения, поиски врагов. Иначе страх начал бы гаснуть, а отлаженный аппарат подавления мог заржаветь, оказаться ненужным.
Нападение фашистской Германии на СССР не помешало осуществлению задуманного перед войной нового грандиозного "процесса военных". 24 июня 1941 года были арестованы нарком вооружения Б.Л. Ванников и ряд известных генералов. После зверских пыток многие из них были расстреляны. В сентябре 1941 г. были расстреляны 154 политических заключенных, находившихся в Орловской тюрьме, потому что приближался фронт, хотя Орел пал только в ноябре и было время их эвакуировать.
На фронте воевали, а на Лубянке непрерывно допрашивали очередных врагов народа. Все следователи по особо важным делам получили "бронь" от призыва на военную службу.
Репрессиям подверглись многие народы. Всего насильственно в Сибирь и Среднюю Азию было перемещено свыше 1 млн. человек. Депортированные гибли в пути, а затем и на новых местах от голода и холода, непривычных условий. Репрессивная машина, созданная в 30-е годы не щадила никого, ломала жизни и уничтожала не только отдельных людей, но и целых народов.
 

 

К. ОСЕТРОВ (Ю-91). Свобода совести и защита Отечества


На пути к правовому государству общество решает вопросы соотношения прав и обязанностей, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Конкретной задачей является анализ соотношение свободы совести, права на альтернативную гражданскую службу (АГС) и обязанности защищать Отечество. Конституция РФ, гарантируя свободу совести (ст. 28), провозглашает право на замену военной службы, если она противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, альтернативной гражданской службой (ст. 59). Однако опыт подтверждает, что для практической реализации прав и свобод только соответствующих положений конституции бывает недостаточно. Нужен специальный закон об АГС, обеспечивающий правовое регулирование реализации этого конституционного права. Подобные законы действуют во многих странах. Есть и отечественный опыт. Государственная дума несколько раз рассматривала различные варианты закона об АГС, но все они были отклонены с решением о необходимости разработки нового закона. Нужно отметить, что есть несколько проектов закона об АГС. Наиболее разработанным, на наш взгляд, является проект, автором которого является профессор Ю.А. Розенбаум (Институт государства и права РАН). Разумеется, решением вопроса об АГС не исчерпываются проблемы свободы совести в Вооруженных силах. Своего решения требует обеспечение свободы вероисповедания в многоконфессиональных воинских коллективах, на кораблях, подводных лодках и т.п. В правовом регулировании нуждается исполнение обязанности по защите Отечества приверженцами экстремистских и тоталитарных сект, их доступ к оружию может оказаться гибельным для окружающих.

 

 

Ю. КОЛЕСНИК (Ю-91).  Государственно-политические последствия Второй мировой войны: взгляд через годы


55 лет отделяет нас от событий, ознаменовавших окончание Второй мировой войны. По своим результатам, воздействию на жизнь народов и государств, по влиянию на международные процессы она вошла в мировую историю как одно из важнейших событий ХХ века.
Вторая мировая война имела глубокие государственно-политические последствия:
1. политические режимы в Германии, Италии и Японии были уничтожены. Потерпела крах идеология фашизма, которая служила духовной основой подготовки и ведения войны;
2. произошло демократическое обновление в капиталистических странах, что способствовало проведению в них политических и социальных реформ. На основе новой системы «саморегуляции капитализма» произошли изменения в государственно-политической надстройке стран;
3. как один из итогов войны историки рассматривают становление новой формы государственного строя в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии – народной демократии, которая просуществовала до конца восьмидесятых годов;
4. сложились благоприятные условия для завоевания свободы и образования новых суверенных государств в бывших колониях;
5. победа во Второй мировой войне стала важным рубежом в судьбах всего человечества. Она ускорила процессы общественно-политического развития в мире, формирование правового сознания.
 

 

А. ГОРЕЛИК (Ю-91). Советская молодежь в системе государственно-правовых отношений. 1941-1945 гг.


В суровых условиях Великой Отечественной войны зрела и укреплялась государственность, обогащалось право, формируемое во многом нормами высокой морали и нравственности народа. Важное место в государственно - правовой системе страны занимала молодежь. Изучение данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что ее деятельность жестко регламентировалась всем государственным механизмом, суровыми законами военного времени. В то же время активная творческая позиция молодежи, ее самоотверженность и патриотизм стали важнейшим источником великой Победы народа в Великой Отечественной войне. Молодежь сел Дальнего Востока как и весь народ ковала победу в тылу в сложной обстановке. В стране действовали суровые нормативные акты. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП/б/ от 13 апреля 1942 года в целях своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней. Для подростков – членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет был также установлен обязательный минимум - 50 трудодней в году. Было установлено обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая. Широкое применение получил Закон от 7 августа 1932 г о хищении социалистической собственности. Молодежь возглавила работу контрольных постов по ее охране и предупреждению преступлений. В условиях тоталитарного режима для молодежных организаций силу закона имели и решения партийных и комсомольских органов.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41