ХХХХII СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ХГТУ

 

2006 г.2005 г.2004 г.2003 г.│2002 г.│2001 г.2000 г.


 

ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ


Конференция состоялась 15-18 апреля 2002 г. В конференции приняло участие 221 чел. На заседание секций было вынесено 27 докладов. Лучшими признаны доклады Максименко В. (Ю-11) "США: из истории становления и развития гражданского общества" (научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.), Пыхтиной М. (Ю-13) "Айгунский и Пекинский договоры: правовой аспект" (научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.), Семеновой К. (ПО-12) "Политические процессы 1920-30-х гг. в СССР" (научный руководитель – д.и.н., профессор Кудинова Н.Т.), Патрушевой М. (ООС-11) "Религиозная ситуация на Дальнем Востоке: история и современность" (научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.), Соколовой Н. (СКС-91) и Дияновой Е. (СКС-92) "Проблемы культурного взаимодействия в Русской Америке" (научный руководитель – к.и.н., доцент Степанова Л.П.). Тезисы докладов опубликованы.

 

ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЙ СЕКЦИЙ


Секция исторических дисциплин
 

Научный руководитель – д.и.н., профессор Кудинова Н.Т.
Председатель – Бондаренко А. (Ю-12)
Секретарь – Харченко Ю. (Ю-15)
 

Темы выступлений:
 

Первое заседание 15 апреля, понедельник,  13-30 час., ауд. 423-п

  1. США: из истории становления и развития гражданского общества. – Максименко В. (Ю-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  2. Особенности развития гражданского права европейских стран на рубеже вв. – Юрченко А. (Ю-12). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  3. История развития ювенальной юстиции: международный аспект. – Новикова И. (Ю-13). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  4. Семейное право Германии: история и современность. – Кононина А. (Ю-14). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  5. Некоторые проблемы становления национального государства в Японии. – Иванов П. (Ю-15). Научный руководитель – к.и.н., доцент Куликова Е.И.

  6. Суд над Верой Засулич. – Мартьянова Е. (Ю-13). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  7. История создания советского суда. – Малеванная О. (Ю-14). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  8. Айгунский и Пекинский договоры: правовой аспект. – Пыхтина М. (Ю-13). Научный руководитель – к.и.н., доцент Жданова И.Л.

  9. Смертная казнь в России: история и современность. – Ровенко О. (ООС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

Второе заседание 16 апреля, вторник, 13-30, 423п

  1. Православная церковь в 1917 году. – Матушкина А. (ООС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

  2. Церковь и голод в 1922 году. – Трофимова О. (ООС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

  3. Церковь в годы сталинизма. – Воробьев А. (МЛК-12). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

  4. Политические процессы 1920-30-хх гг. в СССР. – Семенова К. (ПО-11). Научный руководитель – д.и.н., профессор Кудинова Н.Т.

  5. Попытки дегероизации в истории Великой Отечественной войны. – Толмачев В. (ТМ-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешов Э.М.

  6. К вопросу о перекосах в освещении партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. – Слонский Е. (ТМ-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешов Э.М.

  7. Новые документы о подвиге Зои Космодемьянской. – Макарова Н. (ТМ-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Шельдешов Э.М.

  8. Церковь в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – Савенкова Е. (ООС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

Третье заседание 17 апреля, среда, 13-30, 423п

  1. Из истории освоения русскими людьми юга Дальнего Востока в XVII веке. – Быкова Н. (СКС-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Степанова Л.П.

  2. Русско-китайские отношения в XVII – XIX вв.: территориальные проблемы. – Раевская К., Силина М. (СКС-91). Научный руководитель – к.и.н., доцент Степанова Л.П.

  3. История российско-японских отношений: территориальные проблемы. – Музыченко Н. (СКС-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Степанова Л.П.

  4. Проблемы культурного взаимодействия в Русской Америке. – Соколова Н. (СКС-91), Диянова Е. (СКС-92). Научный руководитель – к.и.н., доцент Степанова Л.П.

  5. Религиозная ситуация на Дальнем Востоке: история и современность. – Патрушева М. (ООС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Бакаев Ю.Н.

Четвертое заседание 18 апреля, четверг, 13-30, 423п

  1. Ранние Рюриковичи. – Власов А. (УИТС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  2. Святослав Игоревич (945-971). – Смаль Р. (ИС-12). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  3. Владимир Святославович «Креститель». – Поминова Н. (УИТС-12). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  4. Ярослав Мудрый. – Грищенко Е. (ИС-12). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

  5. Владимир II Мономах. – Ушакова А. (ИС-11). Научный руководитель – к.и.н., доцент Булдыгерова Л.Н.

 

ТЕЗИСЫ ЛУЧШИХ ДОКЛАДОВ


МАКСИМЕНКО В. (Ю-11) США: из истории становления и развития гражданского общества

 

23 апреля 1964 г. президент США Л. Джоносон впервые употребил в своём выступлении термин «великое общество». В чём же величие американской нации? Каковы особенности американского общества, которые позволяют нам рассуждать о своеобразии и неповторимости этого народа?
Ответы на эти вопросы у истоков становления американской нации, лицо которой преображается по ходу истории. Идеализируя факты, можно смело сказать, что вся история США- это процесс становления гражданского общества, общества свободы и равноправия. Именно к построению такого общества стремятся и современные американцы, стержнем сознания которых является «американская мечта», стремление к счастью и процветанию.
Рождение американской нации, борьба за независимость, становление национального самосознания, менталитет американца и наконец современное общество США с его проблемами и противоречиями- вот основные вопросы, на которые следует сделать акценты для формирования картины «Гражданское общество США от истоков до наших дней».
Современные американцы многое взяли у своих праотцов. Это стремление разбогатеть, при этом с присущей любовью к труду и предпринимательской жилкой. От своих праотцов американцы взяли стремление к свободе, которая явилась призом в борьбе за независимость. Американская революция привела к становлению гражданского общества. Его основу составили свободные собственники - «средний класс». Сегодня население США состоит из большого числа различных социальных, экономических, этнических групп, наличие в США ряда социальных проблем служит источником постоянной социальной напряженности.
И сегодня все мировое сообщество становится невольным свидетелем преображения и становления нового лица американской нации. 

 

СЕМЕНОВА К. (ПО-12) Политические процессы 20-30-х гг.

 

Политические процессы 20-30-х гг. долгое время оставались для отечественных историков темой, закрытой для изучения. И только с началом перестройки она оказалась в центре внимания исследователей.
В постперестроечный период появилось множество публикаций по данной теме, которые позволили не только осознать масштабы сталинского террора, но и поднять вопрос о причинах массовых репрессий. При его обсуждении высказаны различные точки зрения.
Важно отметить, что в советской историографии 50-80-х гг. политические процессы 20-30-х гг. органично вписывались в концепцию «обострения классовой борьбы в ходе строительства социализма». Однако изучение материалов данных процессов позволило сделать вывод об их фальсифицированном характере. В результате в отечественной публицистике был сформулирован тезис об «иррациональности массового террора», который объяснялся исключительно патологией личности Сталина. Однако данная точка зрения не стала доминирующей в отечественной историографии. Пытаясь дать рациональное объяснение данному феномену, некоторые историки подчеркивают, что сталинские репрессии были направлены «на поддержание атмосферы всеобщего страха» в интересах правящей верхушки. Однако, как представляется, говорить о страхе можно лишь в том случае, если бы жертвы репрессий вызывали сочувствие у простых людей, однако этого не было. Поэтому более обоснованными представляются другие точки зрения. Согласно одной из них главную цель политических процессов 20-30-х гг. следует усматривать в устранении «почвы для потенциального инакомыслия». При этом подчеркивается, что данные процессы давали возможность «отвлечь внимание людей от реальных трудностей и проблем, переложить вину на мнимых заговорщиков». Особо следует выделить точку зрения тех авторов, которые рассматривают политические процессы 20-30-х гг., как способ борьбы с бюрократическими группировками и кланами, способных устранить Сталина от власти. В целом же все современные исследователи сходятся во мнении, что сталинские репрессии следует рассматривать как преступление, совершенное с целью укрепления личной власти Сталина.

 

ПЫХТИНА М. (Ю-13) Айгунский и Пекинский договоры: правовой аспект

 

Вопрос об Амуре и Приамурье, более полутора веков осложнявший и тормозивший развитие дружественных и добрососедских отношений между Россией и Китаем, возник в результате агрессивных действий правителей цинского Китая против русских поселений в Приамурье.
Большой интерес к амурскому вопросу проявлял Н.Н. Муравьев.11 мая 1858 г. в г. Айгуне начались русско-китайские переговоры. Н.Н. Муравьев изложил историю русско-китайского территориального размежевания на Дальнем Востоке и подчеркнул, что оба государства в одинаковой степени нуждаются в решении погранично-территориального вопроса, т.к. западные державы продолжают политику агрессии на Дальний Восток. 16 мая 1858 г. состоялось подписание Айгунского договора между Россией и Китаем. 2 мая 1860 г. был заключен дополнительный Пекинский договор.
Заключение русско-китайских договоров в середине XIX в. явилось важной вехой в истории русско-китайских отношений. Установление русско-китайской границы на Дальнем Востоке не только разрешило вопрос о Приамурье, существовавший в течение более чем полутора веков, но и создало прочную основу для дальнейшего сближения двух государств. Решение амурского вопроса дало толчок развитию всей Восточной Сибири, облегчило дело обороны русского Дальнего Востока и в конечном счете укрепило международный престиж Российского государства.

 

ПАТРУШЕВА М. (ООС-11) Религиозная ситуация на Дальнем Востоке: история и современность

 

В последние годы продолжаются дискуссии о месте и роли религии в современном российском обществе. При этом число людей, знающих реальную ситуацию в этой области и основывающих свои суждения не на неких упованиях и предпочтениях, а на достоверных знаниях невелико.
Религия является устойчивым фактором жизни современного российского общества, и ее позиции будут неизменно укрепляться. Разумеется, этот процесс проходит неоднозначно, но его поступательная динамика очевидна. Так, если в 1990 г. в Хабаровском крае было 41 религиозное объединение, то на начало 2002 г. их действует уже около 350 и представляют они более 30 вероучений. Только в городе Хабаровске известно о деятельности 126 религиозных объединений и групп.
Анализ конфессиональной ситуации в крае показывает, что в нашем обществе заново и на новой социально-экономической основе формируется религиозное сознание. Для определенной части россиян важным элементом их мировоззрения стали религиозные представления. Именно в преданности религиозным идеалам они видят единственный путь противодействовать аморализму и бессердечию общества.
Исполнительным органом на местах в рамках действующего законодательства необходимо решать задачи сотрудничества с религиозными объединениями в целях использования в интересах общества потенциала их социального воздействия на людей. Иногда эта сфера деятельности религиозных объединений проявляется слабо, но не следует ее упускать из поля своего внимания. История свидетельствует: все церкви, независимо от их желания рано или поздно втягиваются в решение проблем социально-экономического, политического устройства государства.

 

СОКОЛОВА Н. (СКС-91) Проблемы культурного взаимодействия в Русской Америке

 

Взаимоотношения русских с коренными народами Америки насчитывают около 120 лет, которые начались в результате географических открытий, совершенных II Камчатской экспедицией под руководством Беринга и Чирикова.
Русская национальная культура распространялась путем миграции колонистов по Американскому континенту.
В отношении с коренными жителями русские не противопоставляли себя ни алеутам, ни эскимосам, ни индейцам. Напротив русские колонисты создавали семьи с девушками местных народов. Подобных браков было множество. Потомков таких смешанных браков называли креолами, которые впоследствии составляли значительную часть русского населения.
Вместе с этим русские перенимали культуру аборигенов. Это проявилось во многих сферах жизни.
Нередко, особенно на Алеутских островах, русские жили в туземных селениях в полуземлянках алеутов или эскимосов либо сами строили аналогичные жилища.
Заимствования проявились и в одежде. На начальном этапе заселения русские пользовались одеждой европейского покроя. Позже, когда снабжение ухудшилось, русские стали перенимать одежду местных народов. В основном это были меховые изделия из шкурок тюленя, медведя и птиц.
Однако самое широкое распространение среди аборигенных народов получили образование и христианизация.
Создавались школы и училища, в которых обучение велось на русском и аборигенном языках. Первоначально в роли учителей выступали простые промышленники. Языковые трудности, возникавшие на первом этапе, постепенно сглаживались по мере увеличения креольского населения, по большей части двуязычного. В дальнейшем отсутствие квалифицированных учителей восполнялось привлечением к преподавательской деятельности «вольных штурманов» и миссионеров.
Огромную роль в этом сыграл священник И.Вениаминов, с именем которого связано создание алеутской письменности и широкое распространение среди аборигенов Аляски православной религии.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41