СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА - 2000

 

Студенческая весна-2006

Студенческая весна-2005Студенческая весна-2004Студенческая весна-2003

Студенческая весна-2002Студенческая весна-2001Студенческая весна-2000


 

В 2000 г. кафедра впервые приняла решение об участии в краевом конкурсе студенческих научных работ по истории Дальнего Востока и Хабаровского края в рамках фестиваля “Студенческая весна-2000”. На конкурс было представлено 2 работы. По итогам конкурса работа Спиченко Елены (Ю-91) на тему "Проблемы начала Великой Отечественной войны в современной исторической науке" заняла III место. Лауреатом конкурса стала Горелик Алина (Ю-91), представившая работу на тему "Советская молодежь в системе государственно-правовых отношений. 1941 – 1945 гг.". Научным руководителем обеих работ являлась к.и.н., доцент Жданова И. Л.
 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА


Е. СПИЧЕНКО (Ю-91).

Проблемы начала Великой Отечественной войны в современной исторической науке

 

В современных условиях интенсивный научный поиск и попытки анализа открывающихся перед взорами историков архивных документов выявили в историографии Великой Отечественной войны, на наш взгляд, три тенденции: отрицание устоявшихся идеологических концепций и принципов освещения, различных аспектов истории войны, неоправданный отказ от позитивного капитала проведенных исследований, попытка написать историю войны с “чистого листа”; попытка объективного анализа давно известных фактов и событий исследуемого периода и новых данных через призму ставших очевидными причин и факторов, обусловивших их место в истории, стремление сохранить целостное восприятие истории, уйти от крикливого охаивания негативных страниц драматичного времени; консервация сложившихся идеологических представлений, неприятие открывающихся «белых пятен истории». В последнее время встала серьезная проблема тщательного и продуманного использования аргументов в пользу той или иной концепции рассматриваемой темы. Выявленные материалы буквально шокировали общественное мнение, и историческая наука, разбирая завалы, созданные политикой засекречивания и публицистической шумихи, запаздывала в точном ответе на вопросы, которые волновали людей, убежденных в правоте советской военной доктрины. Значимость и актуальность поднятых историками аспектов истории прошедшей войны не подлежат сомнению и вызывают живой интерес не только узкого круга профессионалов, но и широкого круга читателей, особенно учащейся молодежи. Дискуссия, развернувшаяся вокруг роли СССР в развязывании войны, в подготовке упреждающего удара против Германии и отчасти навязанная произведениями публицистического характера неожиданно для всех стала важным этапом в установлении истины, или, по крайней мере, в продвижении к ней. Обсуждение острых тем истории страны является необходимым условием развития науки, и вопрос о правомерности самой дискуссии стоять не может, тем более, что в ходе ее были выявлены не только общие положения и характер стратегических планов советского руководства, но и прояснились отдельные аспекты истории войны.   

 

А. ГОРЕЛИК (Ю-91)

Советская молодежь в системе государственно-правовых отношений. 1941-1945 гг.
 

В истории советского государства, как и любого другого, имеют место такие периоды, когда проявляется все своеобразие, острота и трагичность переживаемых страной событий. Таким периодом для него стала Великая Отечественная война, она во многом скорректировала представление как о тотальности сознания как признаки единства народа, так и о безгрешности принципов государственно-правового устройства в СССР. В годы войны зрела и укреплялась государственность, обогащалось право, корректируемое нормами высокой морали и нравственности народа.
Война была главным и беспристрастным экзаменом для всей советской государственности. Для понимания сути советского государства достаточно изучить его в период этой великой битвы, начиная с момента перевода всей страны на рельсы военного времени до победы над врагом – в момент максимальной силы и полной беспомощности.
Важное место в государственно-политической системе страны занимал ВЛКСМ. С начала войны перед ним встала задача определить свою роль в превращении страны в единый боевой лагерь. Условия, в которых функционировали организации ВЛКСМ Сибири, Дальнего Востока, ставили перед ними необходимость комплексного решения одновременно как военных и хозяйственных, так и проблем, связанных с развитием патриотического движения молодежи.
Изучение роли и места советской молодежи в системе государственно-правовых отношений позволяет сделать вывод. что они не только жестко регламентировались всем государственным механизмом, но и определялись активной творческой позицией молодежи и ее организаций. Поиск новых организационных форм производственной и общественной работы – одна из интересных страниц в истории деятельности комсомола

 

РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 


 к.и.н., доцент И.Л. ЖДАНОВА

 

А. Горелик выбрала для исследования интересную и оригинальную тему. Изучение молодежной проблематики в истории страны во многом сопряжено с большой ответственностью и трудоемкостью. Исследование роли и места молодого поколения в жизни государства и общества позволяет лучше понять значение и последствия происходивших событий, т.к. они способствовали его формированию, являлись жизненной школой.
Великая Отечественная война изменила судьбу многих поколений, наложила свой отпечаток на будущее страны. Автор работы, исследуя место и роль молодежи в системе государственно-правовых отношений в годы войны, ставит перед собой цель, показать, что ее деятельность явилась источником победы всего народа в военное время.
В работе рассматривается перестройка работы органов государственной власти, управления, общественно-политических организаций в условиях начавшейся войны. Автор пытается показать, как развитие права повлияло на характер трудовой и общественной деятельности молодежи тыловых районов страны.
В работе освещается важный вопрос формирования новых организационных форм производственного и общественного творчества: комсомольско-молодежных постов по охране государственной и колхозной собственности, звеньев высокого урожая, женских тракторных бригад и др.
Имеет место анализ важнейших документов государственно-правового характера, действующих законов в военное время и их влияние на работу молодежных организаций.
Автор ставит вопрос о том, что комсомольские организации играли важную роль в государственно-политической системе в условиях отсутствия партийных организаций. В то же время в работе подчеркивается, что многие правовые нормы подменялись системой чрезвычайных распоряжений и решений партийных комитетов.
Работа отличается логичностью, четкостью изложения, хорошим языком рекомендуется на конкурс научных студенческих работ в области истории, посвященном 55-летию По-беды в Великой Отечественной войне.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41