СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА - 2001

 

Студенческая весна-2006

Студенческая весна-2005Студенческая весна-2004Студенческая весна-2003

Студенческая весна-2002Студенческая весна-2001Студенческая весна-2000


 

На краевой конкурс “Студенческая весна 2001” были представлены 3 работы: Волковой А. (гр. Ю-02) “Крымская война и оборона Дальнего Востока” (научный руководитель д.и.н., профессор. Кудинова Н.Т.), Шатова В. (гр. Ю-03) "Государственная политика в отношении Русской Православной Церкви на Северном Сахалине (1925-1930)“ (научный руководитель ст. преп. Карлин К.Г.), Денисенко А. (гр. ПМ-01) “Нанайцы: культура, традиции, быт” (научный руководитель ст. преп. Карлин К.Г.). Работа Шатова В. отмечена дипломом лауреата конкурса.

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА


В. ШАТОВ (Ю-03). Государственная политика в отношении Русской Православной Церкви на Северном Сахалине (1925-1930)

              

Для нас взаимоотношения государства и церкви в период советизации представляются наиболее важными, так как исторический опыт советской России по нормализации отношений между государством и Церковью, атеистами и верующими уникален и весьма поучителен для цивилизации.
На Северном Сахалине политика советов в отношении Церкви стала реализовываться только после мая 1925 года, когда была снята японская оккупация. С первого же дня взаимоотношения верующих с представителями советской власти на острове стали складываться по знакомому для материка сценарию, но не привычно для «политически отсталых» островитян. Репрессии со стороны советской власти в отношении РПЦ стали возможны не только благодаря непримиримой позиции большевиков в этом вопросе. Источником антирелигиозной кампании можно считать совершенное очевидное падение авторитета священнослужителей и секуляризация общественного сознания, а так же то довольно сложное положение Церкви, в котором она оказалась после раскола среди иерархов.
К 1930 году на советской части острова были закрыты последние оставшиеся храмы. 2 марта 1930 года решилась судьба Покровской церкви в городе Александровске, подлинного памятника деревянной архитектуры конца XIX века. Действия сахалинских пионеров и комсомольцев были обусловлены инструкцией агитационно-пропагандистского отдела ВЛКСМ из Хабаровска. Согласно ей православные рождественские праздники должны были использоваться «среди местного населения как дни отдыха при непременной увязке… с элементами антирелигиозной пропаганды».
Вместе с закрытием церквей трагически складывалась судьба священнослужителей. В августе 1929 года был арестован священник Рыковской церкви отец Александр (в миру Гневушев А.Н.). Постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ он был осужден по обвинению в «антисоветской агитации». В соответствии с директивой СНК РСФСР, Президиум Далькрайисполкома 13 декабря 1930 года потребовал на Сахалине, Камчатке и в Николаевске «изъять колокола» для нужд форсированной индустриализации.
Закрытие церквей не означало ослабления богоборческих усилий партийных организаций и органов советской власти. На это по-прежнему направлялись силы и средства государственных учреждений, профсоюзных, комсомольских и пионерских организаций. Правда, теперь фронт борьбы расширился и всё больше затрагивал область нравственных и моральных норм.

 

РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 


старший преподаватель Карлин К.Г.

 

Тема конфессиональных традиций и религиозного опыта отдельных регионов России в последнее время вызывает большой интерес в научных кругах, о чем говорят многочисленные конференции, семинары и публикации. В исторической науке указанная проблема пока ещё не получила своего комплексного решения по причине, как активного действия атеистической пропаганды, так и «периферийности» церковной проблематики. В месте с тем, обращение к заявленной теме на краеведческом уровне совершенно необходимо для получения «полнокровной» картины государственной политики в отношении как Русской Православной Церкви (далее РПЦ), так и других конфессий.
Взаимодействие Государства и РПЦ на Северном Сахалине актуальна прежде всего тем, что здесь в значительной мере проявились геополитические и культурные условия островной жизни, наложившие особый отпечаток на религиозные представления населения и глубину их религиозных чувств.
Представленное исследование имеет целый ряд положительных моментов достойные их особого выделения. Прежде всего обращает внимание использование автором фондов Сахалинского и Хабаровского архивов, что значительно расширило источниковую базу и позволило внести целый ряд важных дополнений в уже опубликованные исследования.
Автор не просто стремится изложить воплощение государственной политики в отношении Церкви на северной части Сахалина, а пытается сравнить эту политику на уровне дальневосточного края и всего СССР. Это помогает сделать совершенно правильный вывод о том, что на острове большевики в полной мере могли реализовать уже накопленный опыт антирелигиозной деятельности. Не вызывает сомнений и то, что успешность этой кампании была предопределена, как падением авторитета местных священнослужителей и секуляризацией общественного сознания, так и внутренним расколом Церкви.
Расширение источниковой базы помогло автору выявить интересные детали связанные с деятельностью последнего православного священника на Северном Сахалине и судьбой островных колоколов. Особо хотелось бы подчеркнуть приведенный в докладе пример воплощения антирелигиозной кампании советского государства, когда религиозные праздники должны были проходить по решению центральных властей под лозунгом «борьбы с религиозным дурманом и традиционным пьянством».
Нельзя обойти вниманием и тот вывод автора, согласно которому с закрытием церквей и арестом священников антицерковная политика государства приобретала иное направление, связанное с областью моральных и нравственных норм.
Общий вывод работы имеет некоторое преувеличение, касающиеся антинационального характера деятельности государства в отношении РПЦ. Все же не стоит забывать, что к тому времени, начи-ная с Петра I, секуляризация русского общества достигла значительного размаха.
Особо хотелось бы выделить последнюю часть доклада. В ней автор, опираясь на современные публикации и личный жизненный опыт, дал своё видение процесса становления государственно-церковных отношений в Российской Федерации в XXI веке. На наш взгляд эта проблема, хотя и несколько видоизменилась с 1991 года, но продолжает быть актуальной. Особенно после того, как право-славные иерархи вновь апеллируют к традициям синодальной эпохи и тем самым лишают церковь автономного морального авторитета.
В целом работа выполнена на достаточно высоком уровне, который может быть достигнут студентом I курса, и заслуживает высокой оценки. Последнее подтверждается результатами Дальневосточного фестиваля студенческих научных работ в области истории 2001 г., где представленный доклад стал лауреатом конкурса.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41