СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА - 2003

 

Студенческая весна-2006

Студенческая весна-2005Студенческая весна-2004Студенческая весна-2003

Студенческая весна-2002Студенческая весна-2001Студенческая весна-2000


 

В 2003 г. на краевой конкурс студенческих работ было представлено 3 работы. Две из них вышли в финальную часть конкурса, по итогам которого работа студента Гиля А. (ПТК-91) «Кадры завода Дальдизель» (научный руководитель проф. Кудинова Н.Т.) заняла II место. Студентка Зимина Т. (А-21) за работу  «Молодежь Хабаровского края в битве за военный урожай» (научный руководитель доц. Жданова И.Л.) стала лауреатом конкурса.

А.Гиль и д.и.н., профессор Н.Т. Кудинова

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА


А. ГИЛЬ (ПТК-91). Завод «Дальдизель»: проблема формирования кадров

В 1902 году в Хабаровске состоялась торжественная церемония ввода в строй Окружных артиллерийских мастерских. Сначала там работали 86 солдат-мастеровых срочной службы. Из прибывающих на Дальний Восток новобранцев выбирались те, кто знал какое-нибудь ремесло, и отправлялись служить под начальством полковника Ванкова.
События 1917 года заставили завод существовать некоторое время на грани закрытия. Военные заказы не поступали вообще, поэтому завод занялся заказами на изготовление всевозможных сельскохозяйственных машин. Затем завод был национализирован, в 1929 году при заводе учредили школу ФЗО (фабрично-заводского обучения). Позже завод переподчинили Наркомату тяжёлой промышленности, и в 1934 году на завод прибыли 912 человек. В 1940–1941 годах, при заводе создали городское профессионально-техническое училище и механический техникум для подготовки специалистов по артиллерийскому производству.
С началом Великой Отечественной войны взрослые рабочие завода были в большинстве своём мобилизованы в армию. На их рабочие места пришли дети – мальчики и девочки 14-15 лет. План, несмотря на тяжелейшие условия, всё же выполнялся и перевыполнялся.
Когда война закончилась, перед заводом встали новые проблемы. Исчезли военные заказы, необходимо было переориентировать производство на выпуск какой-нибудь достаточно серьёзной продукции, пользующейся спросом. Такой продукцией чисто случайно оказались судовые двигатели внутреннего сгорания. Специалистов-проектировщиков у завода не было, их пришлось опять приглашать с запада; рабочие переучивались на местах. Кроме того, была организована подготовка и переподготовка высшего руководящего состава.

 

РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ              


д.и.н., профессор Н.Т.КУДИНОВА
 

Работа А. Гиля на тему «Завод «Дальдизель»: проблемы формирования кадров» представляет собой самостоятельное исследование одной из центральных проблем изучения истории заводов и фабрик Дальнего Востока, равно как и истории рабочего класса дальневосточного региона. В работе предпринята попытка рассмотреть комплекс вопросов, связанных с численностью, структурой, источниками и формами пополнения кадров завода «Дальдизель». Источниковую базу исследования составили в первую очередь документы и архивные материалы (в том числе подшивки газеты «Молот»), которые хранятся в музее завода «Дальдизель». Автором использованы и опубликованные данные, введенные в научный оборот в работах по истории Хабаровска и Хабаровского края.
Для изложения материала автор избрал проблемно-хронологический принцип. При этом широкие хронологические рамки исследования позволили ему проследить динамику численности и изменение структуры кадрового состава завода, выявить специфику формирования кадров в разные периоды истории завода, показать ее обусловленность как региональными особенностями, так и конкретно-историческими фактами социально-экономического и политического развития страны в целом (т.е. революция, индустриализация, массовые репрессии 30-х гг., война и др.). Вместе с тем содержащийся в работе материал дает представление и о социальном облике рабочих «Дальдизеля», об условиях их труда и быта в дореволюционный и советский периоды.
В целом, систематизация и обобщение фактического материала по исследуемой проблеме, а главное – самостоятельное его осмысление позволили автору данной работы представить целостную картину формирования и подготовки кадров на одном из старейших заводов дальневосточного региона.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41