БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

Лекция 3

 

ИСТОРИЯ РОССИИ
титульныйоглавление

 

 

НАЧАЛО САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ. ГОСУДАРСТВО ИВАНА IV (ГРОЗНОГО)
Составитель: А.И. Кравченко



1. Ивана IV - первый российский царь. Личность и деятельность Ивана IV (Грозного) неоднозначно оценивается современниками и историками. К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану как к жестокому и злобному тирану.
Историк Н.М. Карамзин, основываясь на концепции «двух Иванов», созданной политическим противником , а сначала верным воеводой царя Ивана, князем Курбским, создал свою концепцию Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.
Историк середины XIX в. С.М. Соловьев, рассматривал деятельность Грозного при всех жестокостях как шаг вперед, к победе государственных начал.
По мнению историка конца XIX первой половины XX вв. С.Ф. Платонова, Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути к централизации. М.Н. Покровский – «официозный глава» марксистской истории, оказавшись фактически под влиянием С.Ф. Платонова, рассматривал опричнину как «дворянскую революцию».
Личность Ивана IV импонировала И.В. Сталину. Он требовал рассматривать Грозного как государственного мужа и патриота, а его террор – как государственную необходимость.
Лишь со второй половины 50-х годов XX в. стало возможным писать об Иване Грозном иначе. Так, историк А.А. Зимин, порвав с концепцией борьбы боярства и дворянства, утверждавшей прогрессивность опричнины, показал, что опричнина создала в стране режим личной власти. В последнее время большой вклад в исследование проблемы развития страны в XVI в. внес историк В.Б. Кобрин.
Итак, каков же он – первый российский царь? Иван Васильевич IV родился 25 августа 1530 года. Он был поздним сыном великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской, дочери князя Глинского, выходца из Великого княжества Литовского, свойственницы последних сербских деспотов. Внук византийской царевны Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие и дурные черты характеров своих предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладострастие составляли причудливый сплав характера первого царя.
Великий князь Василий III умер, когда сыну было 3 года. После смерти матери, великой княгини Елены (по одной из версий - ее отравили), Иван, которому исполнилось 8 лет, остался круглым сиротой. Вокруг него началась острая борьба за власть, преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями, князьями Шуйскими и Вельскими. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной княгини Елены - Глинские.
Иван IV был от природы умным, наблюдательным и впечатлительным, но так как он рос в обстановке заброшенности и пренебрежения со стороны родственников-бояр, то в его душе рано возникло чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия и его собственная беспомощность развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а также пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.
Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий (с 1542 г.).
В неполных 17 лет 16 января 1547 г. великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя -Иван IV. Дополнение короткого слова «царь» к и без того уже пышному титулу великого князя – «Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель» делало его носителя равным по чину императору «Священной Римской империи». Это слово ставило его выше европейских королей, датского, английского, французского и многих иных, уравнивало с восточными соседями, казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси. По мнению В.О. Ключевского, царь – властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящей дани.
Таким образом, новый титул - царь - не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с ордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в подданных. Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом царствующий град", а русская земля - Российским царством.
Роль Макария в венчании Ивана IV на царство несомненна. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая объявлялась «матерью» царской власти, он должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение госу4дарства. Отвращая царя от Глинских, пытавшихся использовать акт венчания в своекорыстных целях, Макарий хотел укрепить собственное влияние на него, а вместе с тем усилить влияние церкви в политической жизни.
До воцарения Ивана IV страной неограниченно управляла Боярская дума. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения.
Акт венчания на царство Ивана IV не положил конец боярскому правлению. С ним покончило лишь восстание 1547 г. Поводом к нему был сильный пожар в Москве 21 июня 1547 г., уничтоживший практически весь город. Ненависть к боярам была столь велика, что москвичи обвинили их в поджоге. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. В продолжении политики централизации власти был заинтересован весь господствующий класс. В такой обстановке к власти пришли костромской вотчинник А.Ф. Адашев и придворный священник Сильвестр, автор домашнего устава москвичей «Домострой». Своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Так как авторитет царского титула и самой личности царя еще предстояло создать, то в начале правления царь Иван вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и стать участником компромисса между феодальной аристократией и служилым дворянством. Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения, где царь довольствовался»честью председателя». 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. Земский собор – это собрание сословных представителей: бояр, столичного дворянства, духовенства. В XVI в. Земский собор созывали еще трижды в 1566, 1584, 1598 гг. Созывы соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии.
В 1549 г. около царя Ивана IV сгруппировался правительственный кружок (князь А. М. Курбский назвал его "Избранной радой"). Возглавил его талантливый государственный деятель Алексей Федорович Адашев.
"Избранная рада" была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. В середине XVI в. "Избранная рада" провела ряд серьезных реформ, направленных на централизацию и укрепление нового государства.
- В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный и систематизированный. Он закреплял создание в Московском государстве "праведного" (справедливого) суда, контролируемого "лучшими людьми" из данного сословия на местах.
Власть наместников ограничивалась путем привлечения к участию в наместническом суде представителей посадского населения черносошного крестьянства. В городах и волостях целовальники целовали крест на верность царю и старосты становились "чиноначальными людьми" государства. Верность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.
-Отменялись податные льготы монастырей. По отношению к крестьянам была повторена норма предшествующего Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с некоторым увеличением размера "пожилого".
-Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников.
-Производилась реорганизация центральных органов управления, за которыми вскоре укрепилось наименование приказов (до середины 60-х годов их называли "избами"). Одним из первых приказов была челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Посольский приказ возглавлял Иван Висковатый (дьяк, около 20 лет руководил русской внешней политикой, казнен в годы опричнины по ложному доносу). Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против "разбоев" и "лихих людей". Земский приказ ведал порядком
Москве. В 1555-1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.
Не меньшее значение имела реорганизация местного управления. Издавна на местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в "кормление". В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Теперь кормления отменялись. Сбор налогов, податей и суд передавались на местах в сельской местности в руки "губных старост", избиравшихся местных дворян. Деньги, ранее шедшие кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения.
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества: 1. Молодых аристократов нельзя было в 15-18 лет (с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать "низкое назначение" тоже была невозможно - "поруха" чести. Было решено, что служба молодых людей на высоких должностях не считается прецедентом. Произошло «огосударствление» местничества. Назначение на службу стало государственной обязанностью.
Губная и земская реформы являлись шагом вперед на к централизации, но все же еще не сделали местные органы enact достаточно централизованными. Из-за неразвитости государственного аппарата правительство не могло обойтись без представителей сословий в управлении.
В России, в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты, парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось снизу с местных органов власти.
- Важное место в правительственной деятельности "Избранной рады" занимала организация класса феодалов. В 1550 г. было решено «исполнить» в Московском уезде "избранную тысячу" бояр и дворян, обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. В 1552 г. был составлен полный список Государева двора (4 000 человек), называвшийся Дворовой тетрадью. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Из состава Двора выходили воеводы, головы, дипломаты, администраторы и т.д. В Дворовой тетради дворян записывали по ток уездам, где они владели землей. Таким образом, закреплялись организация феодалов в уездные служилые корпорации.
- При Иване IV проводилась централизация денежной системы в мер вместимости. Основной мерой вместимости сыпучих тел стала четверть, медные эталоны которой были созданы и разосланы по уездам.
- Централизация коснулась и церковного управления. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе (1551 г.), названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав. На нем присутствовали, помимо высших церковных чинов, сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Инициаторы реформы намеревались соединить земское устроение с "многоразличным церковным исправлением", чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. В едином государстве создавался единый пантеон русских святых, унифицировались церковные обряды на территории страны. В руках церкви оставались все земли, приобретенные ею ранее, но в дальнейшем церковники могли приобретать и продавать земли только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о взаимоотношениях светской и духовной власти победила линия на ограничение и контроль монастырского землевладения со стороны царя. Но один из удельных пережитков сохранялся: духовенство подлежало суду епископов, а не государства.
- В середине XVI в. была проведена налоговая реформа: установлена единая для всего государства единица налогообложения - соха. Для содержания войска были введены новые налоги: "пищальные" деньги - на содержание стрелецкого войска, "полоняничные" деньги - на выкуп пленных.
Реформы, проведенные "Избранной радой", хотя не все были полностью осуществлены, означали важный шаг вперед в направлении централизации власти и преодоления пережитков феодальной раздробленности. Они привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. Было завоевано татарское Казанское ханство, затем были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была завоевана Астрахань. Таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малозаселенных земель. Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван обратил внимание на запад, желая пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной, но потом привела к длительным военно-политическим осложнениям и неудачам. Не желая подчиниться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повдлекела за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний русский город Полоцк.
"Избранная рада" проводила реформы, рассчитанные на длительный период, а царь стремился к немедленному результату. Слишком же торопливыми структурные преобразования быть не могут. В условиях России XVI в., где созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней возможно было только на путях насилия и террора, так как еще не был сформирован аппарат власти, особенно на местах. Властолюбивый царь не мог долго терпеть рядом с собой умных и властных советников. В 1560 г. правительство "Избранной рады" пало: Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, А. Ф. Адашев умер в тюрьме, а его брат Данила - казнен. Князь А. М. Курбский бежал в Великое княжество литовское, спасаясь от опалы.

2. Опричнина – эпоха террора. Причины, цели, последствия. Удельно-княжеская знать была недовольна проводимой политикой централизации государственного управления. В середине XVI в. среди знати создается оппозиция, группировавшаяся вокруг сильного удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя. Его хотели возвести на престол. Сторонников удельно-княжеской оппозиции поддерживали и высшие представители церкви, т.к. они рассматривали наступление Ивана IV на последние остатки удельно-княжеской автономии как угрозу для экономической и административной обособленности церкви, прежде всего для ее феодальной земельной собственности.
Ниже перечисленные причины побудили Ивана IV изменить прежнюю систему государственного управления и создать новый аппарат, выполнявший только его волю:
- массовое бегство крестьян от усилившегося гнета феодалов после реформ середины XVI в.;
- потребность в новых землях для наделения дворян поместьями и крепостными;
- стремление найти в крепостническом дворянстве прочную опору в борьбе за ликвидацию последних форпостов удельной децентрализации и за усиление своей единоличной власти.
Царь взял курс на усиление личной власти, учредив опричнину. Опричнина означает систему чрезвычайных мер, осуществляемых царем Иваном IV для разгрома боярско-княжеской оппозиции, и укрепления самодержавия
Слово "опричнина" употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова "опричь" (синоним слова "кроме" в древнерусском языке). У погибшего на поле боя воина забирали в казну поместье, пожалованное ему за службу великому князю, его вдове и детям оставляли небольшой участок земли. Этот остаток поместья и назывался "опричниной".
Историки употребляют слово "опричнина" в двух значениях: в узком — для обозначения государева двора в 1565-1572 гг., в широком — понимая под этим словом политику правительства этих же лет J1565-1572 гг.), целью которой было уничтожение остатков удельной старины.
Введению опричнины предшествовали следующие события:
- 3 декабря 1564 г. царь с семьей и приближенными выехал в Александрову слободу.
- 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя царскими грамотами. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр в изменах. В другой грамоте он заверял посадских людей в том, что гнева на них и опалы не держит. Это был блестящий политический маневр талантливого демагога: царь выступил в тоге радетеля за интересы посадских низов против ненавистных посадскому люду феодалов.
- 5 января 1565 г. прибытие в Александрову слободу депутации духовенства и бояр. Они должны были упросить царя вернуться на царство.
- Царь смилостивился и согласился вернуться на царство. Однако он потребовал выполнения двух условий. 1) На изменников распространяются опала и казни. 2) В своем государстве он учиняет опричнину (небольшой удел, в который царь "удалялся от царствования". Вся страна "земщина" оставалась в управлении Боярской думы, деятельность которой контролировалась Иваном IV.
В опричнину были взяты лучшие земли и особо важные в военно-стратегическом отношении территории. Людей, входивших в состав государева двора, называли опричниками.
Феодалы, не принятые в опричнину, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и выселялись в земщину.
В изображении Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, опричнина является кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя.
Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеская, и дворянско-помещичья фронды. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные, независимо от их общественного положения.
Опричнина являлась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления.
Опричнина - это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Создает она не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий.
Долгое время в литературе было распространено мнение, что опричнина-дело исторически необходимое, поскольку Руси, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Но факты говорят, что бояре вовсе не были противниками централизации, и Иван Грозный боролся не только с боярами (на каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3-4 рядовых служилых землевладельца...).
Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Иван Грозный, был разорительным и даже гибельным для России. Жестокость нужна была как воплощение силы для воспитания покорности. Опричнина была попыткой компенсировать слабость власти ее суровостью.
Для осуществления террора был создан специальный аппарат, имеющий своих преданных агентов на местах, связанных круговой порукой. Опричнина порождала доносительство, предательство, ложь воровство, убийство. Так, поводом для разгрома Новгорода Великого был ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти под власть польского короля, а самого царя Ивана "извести" и на его место посадить удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. Погром продолжался более пяти недель - с 6 января по 13 февраля 1570 г., когда ежедневно "ввергали в воду" (подпел) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек. По возвращении в Москву Иван Грозный начал казни опричников, которым предъявлялись обвинения в измене. Погибли отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский и др. Осенью 1572 г. царь опричнину "отставил". Террор продолжался, но в меньших масштабах. Результаты опричнины. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис (деревни и села запустели, необработанными оказались до 90 % земли).
- Социально-экономическое развитие России в XVI в. стояло перед двумя возможными путями развития: первый путь - консервация и даже укрепление феодальных отношений; второй путь - дальнейшее развитие в недрах феодальной формации начальных форм капиталистического производства на основе применения вольнонаемного труда.
Так вот опричнина значительно помогла крепостникам решить этот вопрос в пользу первого пути.
Она сильно затормозила (хотя и не приостановила) развитие зачатков буржуазных отношений в стране и в то же время чрезвычайно расширила сферу крепостнической эксплуатации крестьян.
Задержав поступательный ход экономического развития России, опричнина подорвала хозяйственную, а следовательно, и оборонную мощь государства Российского. (В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей прорвался до самой Москвы, взял пленных, сжег и разграбил город.) Ливонская война затянулась и шла неудачно для России. По заключенному в 1582 г. перемирию на 10 лет Иван Грозный отказался от всех своих завоеваний в Литве и Лифляндии. На севере шведы перешли в наступление и взяли города Иван-город, Ям и Копорье. (В 1583г. со шведами было заключено перемирие, по которому Грозный потерял даже часть Балтийского побережья.)
Иван Грозный умер в марте 1584 г. Правление Ивана Грозного шлось войной против своего народа, государственным разбоем, принимаемым исключительно ради укрепления личной власти, а это, в свою очередь, влияло на нравственную атмосферу в обществе, Явственная мораль растлевалась легкостью расправы над человеком. Все это отложило серьезный отпечаток на всю российскую историю.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41