УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕГИОНОВЕДЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

 

Регионоведение – это комплексная, интегральная научная дисциплина, изучающая регионы разного уровня. При определении объекта дисциплины важно определиться с соотношением понятий «регион», «район», «страна», «край», поскольку принято различать такие понятия, как регионоведение, страноведение и краеведение. В рамках регионоведения используется также термины «регионализация» и  «районирование». Термин «регионалистика» является синонимом «регионоведению».

Регион – это территория, характеризующаяся однородностью развития в одном или нескольких отношениях (или аспектах). При этом понятия регион и район могут выступать синонимами (например, Дальневосточный регион и Дальневосточный район). Термин «район» используется также для обозначения звеньев в таксономии экономического районирования (экономические зоны – укрупненные районы или макрорегионы – крупные экономические районы – районы среднего звена или мезорайоны – низовые районы или микрорайоны) и в качестве единицы административно-территориального деления в таксономическом ряду область (край) – район – город (село) (например, Райчихинский район в составе Хабаровского края).

Регион может занимать обширную территорию, включая континенты, их целостные части или страны (например, Азиатско-Тихоокеанский регион), или являться частью территории одной страны (например, Дальний Восток Российской Федерации). В основу регионализации или районирования (т.е. выделения регионов или районов разного уровня) могут быть положены разные критерии или признаки. В результате с учетом цивилизационных характеристик различаются культурно-исторические макрорегионы мира (например, Западная Европа и Евразийский макрорегион) или культурно-исторические регионы или провинции (например, Трансильвания в Западной Европе или Дикое поле в России). На основе социально-экономических критериев выделяются экономические районы (регионы) разного уровня (экономические зоны, макрорегионы, крупные экономические районы, мезорайоны, микрорайоны и т. п.).  В настоящее время в России сложились 11 крупных экономических районов, в том числе и Дальневосточный экономический район. В качестве региона могут выступать и субъекты федерации, которые выделяются на основе административно-территориального деления (например, Хабаровский край или Сахалинская область). Этот же критерий лежит и в основе объединения субъектов федерации в федеральные округа  (например, Дальневосточный федеральный округ).  Наряду с культурно-исторической дифференциацией, экономическим районированием, административно-территориальной регионализацией существует физико-географическая регионализация, на основе которой выделяются, например,  Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Урал и др.

В основе деления мира на страны лежит политико-географический фактор. В результате страна предстает как регион с четко обозначенными государственно-территориальными границами, а страноведение представляет собой совокупность разнообразных знаний о той или иной стране.

В контексте краеведения край в отличие от страны не имеет четко выраженных территориальных очертаний, а краеведение ассоциируется с изучением «родного края». Представление о «родном крае» и его территории может значительно разниться у жителей одного селения.

Страноведение и краеведение относят, как правило, к учебно-познавательным дисциплинам. При этом на первый план выносится изучение географических характеристик региона.

Регионоведение предстает не только как учебная, но и как научная дисциплина, которая позволяет выявлять закономерности и особенности регионального развития и делать научно-обоснованные прогнозы дальнейшего развития, которые необходимы для выработки региональной политики (как внутренней, так и внешней).

Предметом изучения в рамках регионоведения является вся совокупность характеристик изучаемого региона (или регионов), что указывает на комплексный характер данной дисциплины. Другими словами, при изучении региона равное внимание должно быть уделено таким факторам регионализма, как природная среда, социально-экономическая и территориально-политическая системы, этнический и демографический факторы, религиозное пространство, особенности культурного и исторического развития. Особое внимание уделяется выявлению роли и места изучаемого региона в системе международных отношений и связей (экономических, культурных, политических). Выделенные факторы являются предметом самостоятельного изучения различных социально-экономических и гуманитарных дисциплин (истории, культурологи, экономической географии, экономической теории и экономики, географии, социологии), поэтому регионоведение предстает как интегральная дисциплина, поскольку речь идет о междисциплинарной интеграции в рамках изучения отдельного региона (регионов).

Если предметом изучения является не вся совокупность характеристик региона, а лишь отдельные факторы регионализма (например, территориальная организация хозяйства или культурно-исторические аспекты развития), то следует говорить об отраслевом регионоведении, различая, например, социально-экономическое регионоведение и культурно-историческое регионоведение, а также физико-географическое, этноконфессиональное, политическое, экологическое регионоведение и т.п.

Интегральный характер регионоведения как дисциплины предполагает использование при изучении регионов как общенаучных методов исследования, так и научного инструментария различных дисциплин.

При изучении территориальной организации хозяйства, в частности, используются балансовый метод (который позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций), индексный метод (который позволяет установить уровень специализации экономического районирования с помощью специальных коэффициентов =локализации, душевого производства и межрайонной товарности), картографический метод (который позволяет с помощью условных знаков отобразить объекты и явления в их взаимосвязи). В основу районирования положен метод таксонирования, который предполагает членение территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны, т.е. территориальные ячейки (например, административные районы, муниципальные образования и т.п.).

При изучении регионального социума используются социологические методы исследования: структурно-функиональный, факторный, сравнительный анализ и эмпирические методы (опрос, анализ документов, неформализованное интервью, статистическая обработка информации).

В регионоведение широко используется сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Показать причинно-следственные связи,  раскрыть закономерности исторического развития регионов позволяет генетический метод. Использование типологического метода позволяет выявить существенно отличные стадии развития регионов, объяснить сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития. Природу разнородных объектов раскрывает сравнительно-сопоставительный метод. В рамках регионоведения применяются и другие методы исторических исследований (проблемно-хронологический, ретроспективный и т.п.).

К общенаучным методам следует отнести системный анализ, статистический метод, метод математического моделирования и др.

Системный анализ предполагает комплексное изучение развития региона, его внутренние связи и их взаимодействие. В рамках системного анализа общество предстает как система взаимосвязанных институтов, изменение смысла одного из них принципиально меняет смысл всех остальных, меняет характеристики всей системы.

Метод математического моделирования позволяет обрабатывать огромные массивы исходных данных и путем моделирования выбирать оптимальные решения проблем, связанных с развитием региона.

Таким образом, объектом дисциплины «Регионоведение Дальнего Востока России» является Дальневосточный регион, который четко выделяется на основе разных критериев. Прежде всего это федеральный округ, т. е. субъект Российской Федерации, который объединяет Хабаровский и Приморский края, Республику Саха (Якутию). Корякский и Чукотский автономные округа, Еврейскую автономную область, Амурскую, Сахалинскую, Камчатскую и Магаданскую области. В рамках экономического районирования страны Дальний Восток предстает и как экономический макрорегион (т.е. укрупненный район), и как крупный экономический район.

Цель дисциплины – раскрыть особенности формирования и развития Дальневосточного региона. Структуру учебного пособия определил комплексный характер регионоведения как дисциплины, с учетом которого каждый раздел учебника посвящен характеристике одного из основных факторов регионализма (регионального развития).

Учебник написан на основе региональных исследований дальневосточных историков, экономистов, социологов, краеведов, географов. К подобного рода исследованиям следует отнести прежде всего работы по истории Дальнего Востока, которые позволяют судить об особенностях формирования Дальневосточного региона, его открытия и заселения, содержат богатый фактический материал, раскрывающий специфику хозяйственного освоения региона. В работах дальневосточных историков и этнографов представлен материал, раскрывающий культурные традиции, обычаи, верования коренного населения  и переселенцев Дальнего Востока, а также их вклад в мировую культуру и науку[1].

Значительное количество работ посвящено изучению экономики дальневосточного региона[2].

Региональные исследования представлены также работами, посвященными изучению отдельных аспектов развития и состояния дальневосточного социума[3].

Характеризуя региональные исследования, следует выделить также и краеведческие работы, рассказывающие о достопримечательностях отдельных городов и сел края[4].

Выделенные выше работы носят научно-исследовательский характер. Учебная литература по регионоведению Дальнего Востока представлена пособиями, которые можно отнести к отраслевому регионоведению[5].  Настоящее учебное пособие является одним из первых учебников, в котором представлен комплексный подход к изложению учебного материала по проблемам формирования и развития Дальневосточного региона.


 

[1] Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М., 1982; Гадло Л.В. Этнография народов Сибири и Дальнего Востока. М., 1987; История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. – февраль 1917 г.). М., 1991; История культуры Дальнего Востока СССР XVII – XX в. Дооктябрьский период: Сб. статей. Владивосток. 1989;Рябов Н.И., Штейн М.Г. Очерки истории русского Дальнего Востока. XVII – начало XX века. Хабаровск, 1958; Народы Дальнего Востока СССР  в XVII - XX вв.: историко-этнографи­ческий очерк. М., 1985 и др.       

[2] Прокапало О.М. Социально-экономический потенциал субъектов Федерации Российского Дальнего Востока. Хабаровск, 1999; Удовенко В.Г. Дальний Восток, экономико-географическая характеристика. М., 1957; Чичканов В.П. Дальний Восток. Стратегия экономического развития. М., 1988; Шлык Н.Л. Внешнеэкономические связи на Дальнем Востоке. М., 1989.

[3] Коренные малочисленные народы Дальнего Востока: труд и занятость. Хабаровск, 2001;  Малочисленные этносы Приамурья: Моногр. / А. С. Ким, А. В. Кныш, П. П. Лях и др. Хабаровск, 1993.

[4] Вежновец А. Ф., Крадин Н. П. Записки краеведов. Хабаровск, 2004; Востриков Л.А., Востоков З.В.Хабаровск и хабаровчане: Очерки о прошлом. Хабаровск, 1991; Пирагис А.П. Петропавловск-Камчатский: Улицы города рассказывают. Петропавловск-Камчатский, 1988 и др.

[5] Завалишин А. Ю. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (середина ХVII – ХХ вв.) : Учебное пособие. Хабаровск, 2001; Завалишин А. Ю.  Социология региона: Дальний Восток в зеркале социологии: Учеб. пособие. Хабаровск, 2003;  Очерки истории Дальнего Востока России: Материалы к базовому курсу «История России» и спецкурса для студ.всех форм обучения / Л. H. Булдыгерова, Е. И.Куликова, Л. П.Степанова, С. А.Шельдешева.  Хабаровск, 1994;  Очерки истории родного края: Учеб.-метод.пособие. Хабаровск, 1993; Салин Ю.С. История экономики Дальнего Востока: Учеб. пособие. Хабаровск, 2004.

 

 

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41