ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

 

 

Конституция Германской империи (Веймарская)

11 августа 1919 г.


Германский народ, единый... и одушевленный намерением обновить и упрочить свою империю в свободе и справедливости, служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу, - дал себе эту конституцию.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

УСТРОЙСТВО И ЗАДАЧИ ИМПЕРИИ

Отдел первый
Империя и области[1]

Статья 1. Германская империя  - республика. Государственная власть исходит от народа.
 

Статья 2. Территория державы состоит из территорий германских областей. Другие территории могут быть принимаемы имперским законом в ее состав, если того пожелает их население в силу права на самоопределение.
 

Статья 4. Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей имперского германского права.
 

Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей [земель] - органами областей [земель] на основании конституции областей [земель].

Статья 6. Исключительно законодательству империи подлежат: 1) внешние сношения; 2) колониальное дело; 3) гражданство, свобода передвижения, иммиграция и эмиграция и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) таможенное дело, а также единство таможенной и торговой территории и свобода товарного обращения: 7) почтовое и телеграфное дело, включая телефонное дело.
 

Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) гражданское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговора и взаимную ведомственную помощь властей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотворительность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и собрания; 7) политика народонаселения, попечение о материнстве, младенчестве, детстве и юности; 8) здравоохранение, ветеринарное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охрана рабочих и служащих, а также приискание труда; 10) учреждение профессиональных представительств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиротах; 12) право отчуждения; 13) обобществление естественных богатств и хозяйственных предприятий, а также добыча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хозяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковое дело, а также биржевое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а также предметов повседневного обихода; 16) промышленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплавание; рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внутреннее судоходство, передвижение при помощи силовых двигателей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, поскольку это касается общих путей сообщения и обороны страны; 20) театральное и кинематографическое дело.
 

Статья 8. Империя располагает, далее, законодательной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Если империя отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше распоряжались области, то ей надлежит озаботиться о сохранении жизнеспособности областей.
 

Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании однородных предписаний, империя пользуется законодательной властью по вопросам: ...2) охраны публичного порядка и безопасности.
 

Статья 10. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно: 1)прав и обязанностей религиозных обществ; 2) школьного дела, включая высшие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновников всех союзов публичного характера; 4) земельного права, распределения земельной площади, образования населенных пунктов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жилищного дела и распределения населения; 5) погребального дела.
 

Статья 11. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно допустимости и способа взимания в областях налогов, поскольку это необходимо для охраны важных общественных интересов или устранения: 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двойного обложения; 3) чрезмерных или затрудняющих оборот сборов за пользование общественными путями сообщения и сооружениями; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, по сравнению с продуктами внутреннего производства, в торговом обороте между областями и частями областей, или 5) вывозных премий.
 

Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодательными правами, области сохраняют законодательную власть. Это не распространяется на круг исключительной законодательной
компетенции империи.


Статья 13. Имперское право имеет перевес над областным правом...
 

Статья 14. Имперские законы приводятся в исполнение областными властями, поскольку в этих законах не постановлено иначе.
 

Статья 17. Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права... гражданами Германской империи, мужчинами и женщинами, на началах пропорционального представительства. Областное правительство должно пользоваться доверием народного представительства.
Основные положения для выборов в народное представительство действительны и для общинных выборов. Но областной закон может поставить право участия в выборах в зависимость от проживания в общине сроком не более одного года.

Отдел второй
Рейхстаг

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.
 

Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.
 

Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства, мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха.
Подробности устанавливает имперский избирательный закон.
 

Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока.
Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.
 

Статья 24. Рейхстаг собирается ежегодно в первую среду ноября в месте пребывания имперского правительства. Председатель рейхстага обязан созвать его раньше, если того потребует президент империи или по крайней мере 1/3 членов рейхстага. Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.
 

Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу.
Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.
 

Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предложению 50 членов и большинством в 2/3 голосов заседание
может быть объявлено закрытым.
 

Статья 30. Соответствующие истине добросовестные отчеты о прениях на публичных заседаниях рейхстага, ландтага[2] или комиссий свободны от всякой ответственности.
 

Статья 32. Для постановления рейхстага требуется простое большинство голосов, поскольку конституция не предписывает другого соотношения их...
 

Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать присутствия рейхсканцлера и каждого из имперских министров.
Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания рейхстага и его комиссий. Области имеют право посылать на эти заседания уполномоченных, которые излагают точку зрения своего правительства по обсуждаемому предмету.
По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений, а представители имперского правительства - даже вне порядка дня...

Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов обязан, назначать следственные комиссии.
Эти комиссии собирают в публичных заседаниях доказательства, которые они или инициаторы предложения считают нужными. Заседания следственной комиссии могут быть объявлены закрытыми большинством 2/3 ее членов. Наказ определяет порядок производства дел в комиссии и устанавливает число ее членов...
 

Статья 35. Рейхстаг назначает постоянную комиссию по иностранным делам, которая может действовать и во время перерыва сессии рейхстага, а также по окончании его легислатуры или после его роспуска до собрания нового рейхстага. Заседания этой комиссии непубличны, если сама комиссия большинством 2/3 голосов не постановит заседать при открытых дверях. Рейхстаг назначает далее постоянную комиссию для охраны прав народного представительства по отношению к имперскому правительству на время перерыва сессии и по окончании срока легислатуры.
Эти комиссии имеют права следственных комиссий.
 

Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо быть подвергнут преследованию в судебном или должностном порядке или вообще быть привлечен к ответственности, иначе как в самом законодательном собрании, за свое голосование или за мнение, выраженное при осуществлении его депутатской деятельности.
 

Статья 39. Чиновники и лица, принадлежащие к составу вооруженных сил, не нуждаются в отпуске для отправления должности члена рейхстага или ландтага.
Если они добиваются получения депутатских полномочий в этих органах, то для подготовки их выборов им должен быть предоставлен необходимый отпуск.
 

Статья 40. Члены рейхстага пользуются правом на бесплатный проезд по всем германским железным дорогам и на вознаграждение в размере, определяемом имперским законом.


Отдел третий
Президент империи и имперское правительство

Статья 41. Президент империи избирается всем германским народом.
Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет...
 

Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается. До истечения срока президент: империи может быть смещен народным голосованием по предложению рейхстага. Для постановления рейхстага об этом требуется большинство - 2/3 - голосов. Постановлением этим президент империи отстраняется от дальнейшего исполнения должности. Отклонение народным голосованием предложения о смещении считается переизбранием и влечет за собою роспуск рейхстага.
Президент империи не может быть подвергнут уголовному преследованию без согласия рейхстага.
 

Статья 45. Президент империи представляет империю в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени империи союзы и иные договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает посланников.  
Объявление войны и заключение мира совершаются посредством имперского закона.
Союзы и договоры с иностранными государствами, относящиеся к предметам имперского законодательства, нуждаются в согласии рейхстага.
 

Статья 46. Президент империи назначает и увольняет имперских чиновников и офицеров, поскольку в законе не
постановлено иначе. Он может предоставить осуществление права назначения и увольнения другим властям.
 

Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное командование всеми вооруженными силами империи.
 

Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, то президент империи может понудить ее к этому с помощью вооруженной силы,
Если в пределах Германской империи серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит
серьезная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст.ст. 114, 115, 117, 118 123, 124 и 153.
О всех мерах, принятых на основании разделов 1 и 2 этой статьи, президент империи должен немедленно доводить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене по требованию рейхстага.
В случае опасности промедления правительство одной из областей может принять на своей территории временные меры, соответствующие указанным в разделе 2. Эти меры подлежат отмене по требованию президента империи или рейхстага...
 

Статья 50. Все приказания и распоряжения президента империи, в том числе в отношении вооруженных сил, действительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соответствующим имперским министром. Скрепа означает принятие ответственности.
 

Статья 52. Имперское правительство состоит из рейхсканцлера и имперских министров.
 

Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению имперские министры назначаются и увольняются президентом империи.
 

Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуждаются для отправления своих должностей в доверии рейхстага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейхстаг определенным постановлением лишает его доверия.
 

Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи.
 

Статья 56. Рейхсканцлер устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед рейхстагом. В пределах этих положений каждый имперский министр самостоятельно ведает вверенной ему отраслью под своей ответственностью перед рейхстагом.
 

Статья 58. Имперское правительство принимает свои решения большинством голосов. При равенстве голосов решает голос председательствующего.

 

Статья 59. Рейхстаг имеет право возбуждать перед государственным судом Германской империи обвинения против президента империи, рейхсканцлера и имперских министров в том, что они преступно нарушили конституцию или имперский закон. Предложение о возбуждении обвинения должно быть подписано не менее чем 100 членами рейхстага и нуждается в согласии большинства, потребного для изменений конституции. Подробности определяются имперским законом о государственном суде.

Отдел четвертый
Рейхсрат

Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейхсрат.
 

Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по крайней мере один голос. Более крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей. Излишек, равный по крайней мере 350000 жителей, считается за 700000. Ни
одна область не может быть представлена более чем 2/5 всех голосов.
(Немецкая Австрия по присоединении своем к Германской империи получает право участия в рейхсрате с числом голосов, соответствующим численности ее населения. До тех пор представители Немецкой Австрии пользуются совещательным голосом)[3].
Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства всеобщей переписи.
 

Статья 63. Области будут представлены в рейхсрате членами своих правительств. Однако половина прусских голосов предоставляется представителям провинциальных управлений Пруссии, согласно ее закону.
Области имеют право посылать в рейхсрат столько представителей, сколько имеют голосов.
 

Статья 65. В рейхсрате и его комиссиях председательствует член имперского правительства. Члены имперского правительства имеют право - а в случае требования обязаны - участвовать в заседаниях рейхсрата и его комиссий. Во время прений их должно выслушивать всякий раз, как они потребуют этого.
 

Статья 66. Имперское правительство, равно как и каждый член рейхсрата, управомочено вносить предложения в
рейхсрат...
При голосовании решает простое большинство голосующих.
 

Статья 67. Рейхсрат должен постоянно держаться имперскими министерствами в курсе имперских дел. К обсуждению важных вопросов имперские министерства должны привлекать соответствующие комиссии рейхсрата.

 

Отдел пятый
Имперское законодательство

Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе членов рейхстага.
Имперские законы издаются рейхстагом.
 

Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата. Если между имперским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законопроект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата.
Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством, то последнее обязано
внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.
 

Статья 70. Президент империи обязан облекать в должную форму законы, принятые сообразно конституции, и обнародовать их в "Reichsgesetzblatt"[4] в месячный срок.

Статья 73. Закон, принятый рейхстагом, должен быть до опубликования поставлен на народное голосование, если о том постановит президент империи в течение месяца.  
Закон, опубликование которого было отсрочено по предложению по крайней мере 1/3 членов рейхстага, должен быть поставлен на народное голосование, если этого потребует 1/12 имеющих право голоса граждан. Народное голосование, далее, должно иметь место, если 1/10 имеющих право голоса граждан берет почин внесения какого-нибудь законопроекта. В основу народной инициативы должен быть положен разработанный законопроект. Правительство должно представить его рейхстагу с изложением своего мнения. Народное голосование не производится, если требуемый законопроект принят рейхстагом без изменения. По поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служащих народное голосование может быть произведено только по почину президента империи.
Порядок производства народного голосования и народной инициативы устанавливается имперским законом.
 

Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом.
Протест должен быть заявлен имперскому правительству в течение 2 недель после заключительного голосования в рейхстаге и снабжен мотивировкой не позднее как в течение 2 следующих недель.
В случае опротестования закон представляется в рейхстаг для вторичного вынесения постановления. Если при этом рейхстаг и рейхсрат не придут к соглашению, то президент империи может в течение 3 месяцев распорядиться произвести народное голосование по предмету расхождения во мнениях. Если президент не воспользуется этим правом, то закон считается неполучившим законной силы. Если рейхстаг большинством 2/3 голосов примет постановление вопреки протесту рейхсрата, то президент обязан в трехмесячный срок или опубликовать закон в одобренной рейхстагом редакции, или распорядиться о производстве народного голосования.
 

Статья 75. Постановление рейхстага может быть лишено силы народным голосованием только в том случае, если в голосовании примет участие большинство имеющих право голоса граждан.
 

Статья 76. Конституция может быть изменена в законодательном порядке. Однако постановления рейхстага об изменении конституции имеют силу только в том случае, если на заседании присутствуют 2/3 законного числа членов и по крайней мере 2/3 присутствующих депутатов согласны на изменение. Для постановлений рейхсрата об изменении конституции равным образом необходимо большинство в 2/3 поданных голосов. Если по народной инициативе производится народное голосование об изменении конституции, то необходимо согласие большинства имеющих право голоса граждан.
Если рейхстаг, вопреки протесту рейхсрата, постановил внести изменения в конституцию, то президент империи не имеет права обнародования этого закона, если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования.
 

Статья 77. Общие административные предписания, необходимые для применения имперских законов, издает, поскольку законы не постановляют иначе, имперское правительство. Они нуждаются для этого в согласии рейхсрата, если применение имперских законов относится к компетенции органов областных властей.

 

Отдел шестой
Имперское управление

Статья 78. Сношения с иностранными государствами входят в круг исключительного ведения империи...
 

Статья 79. Империя ведает делом своей обороны. Военная организация германского народа регулируется едино-
образно имперским законом с принятием во внимание особенностей населения областей.
 

Статья 80. Колониальное дело входит в круг исключительного ведения империи.
 

Статья 81. Все германские торговые суда составляют единый торговый флот.
 

Статья 82. Германия образует единую таможенную и торговую территорию, окруженную общей таможенной границей...
 

Статья 83. Пошлины и налоги на потребление находятся в управлении имперских властей.
В имперском налоговом управлении должны быть предусмотрены учреждения для обеспечения областям охраны их особых интересов в области сельского хозяйства, торговли, ремесла и промышленности.
 

Статья 84. Империя устанавливает посредством закона предписания относительно:
1. устройства налогового управления областей, поскольку это нужно для единообразного и равномерного про-
ведения в жизнь имперских налоговых законов;
2. устройства и определения компетенции органов, которым поручается надзор за исполнением этих налоговых
законов;
3. расчетов с областями;
4. возмещения расходов по управлению, возникающих при применении имперских налоговых законов.
 

Статья 85. Все доходы и расходы империи должны исчисляться на каждый бюджетный год и вноситься в государственную роспись....
 

Статья 86. Об использовании всех общеимперских доходов имперский министр финансов представляет в следующем бюджетном году отчет рейхсрату и рейхстагу для снятия ответственности с правительства. Проверка отчета определяется имперским законом.
 

Статья 87. Путем кредита допускается получение денежных средств только при чрезвычайной надобности...
Такое получение средств, равно как предоставление гарантий за счет империи, допускается лишь на основании
имперских законов.
 

Статья 88. Почтовое, телеграфное и телефонное дело входит в круг исключительного ведения империи. Знаки
почтовой оплаты для всей империи едины...
 

Статья 89. Задача империи - сделать своею собственностью железные дороги, служащие для целей общего обо-
рота, и управлять ими как единым транспортным учреждением.
Права областей приобретать частные железные дороги должны передаваться империи по ее требованию.
 

Статья 97. Задача империи - сделать своею собственностью и взять в свое управление водные пути общего
значения.
После перехода этих путей к империи новые водные пути общего значения могут сооружаться или расширяться
только империей или с ее согласия...
 

Статья 101. Задача империи - сделать своею собственностью и перевести в свое управление все морские знаки,
в особенности маяки, башенные или плавучие, буи, бочки и бакены. После этого перевода морские знаки могут переставляться или вновь устанавливаться только властью империи или с ее согласия.


Отдел седьмой
Юстиция

Статья 102. Судьи независимы и подчиняются только закону.
 

Статья 103. Правосудие в общем порядке отправляется имперским судом и областными судами.
 

Статья l04. Судьи общих судов назначаются на должность пожизненно. Лишь в силу судебного решения и лишь по основаниям и в формах, определенных законом, они могут против своей воли временно или навсегда отстраняться от своей должности, переводиться на другое место или увольняться в отставку. Законодательство может установить предельный возраст, по достижении которого судьи выходят в отставку. Этим не затрагивается происходящее в силу закона временное устранение от должности.
При изменениях в устройстве судов или их округов управление юстиции данной области может без согласия судей переводить их в другой суд или отстранять от должности, однако только при условии сохранения за ними
полного содержания.
Эти постановления не распространяются на коммерческих судей, шеффенов и присяжных.
 

Статья 105. Исключительные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи. Этим не затрагивается законодательство о военных судах и судах при осадном положении. Военные суды чести отменяются.
 

Статья 107. В империи и областях должны быть установлены в законодательном порядке административные суды для защиты отдельных лиц от распоряжений и требований административных учреждений.
 

Статья 108. Законом учреждается верховный государственный суд Германской империи.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕМЦЕВ

Отдел первый
Отдельная личность

Статья 109. Все немцы равны перед законом.
Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одинаковые обязанности.
Публично-правовые привилегии и ограничения, обусловленные рождением или сословием, подлежат отмене. Дворянские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь не могут даваться.
Титулы могут даваться лишь в качестве обозначения должности или профессии. Это постановление не затрагивает ученых степеней...
 

Статья 110. Гражданство в империи и в областях приобретается и утрачивается согласно постановлениям имперского закона. Всякий гражданин области есть тем самым имперский гражданин.
Каждый немец в каждой области империи имеет те же права и обязанности, что и граждане этой области.
 

Статья 111. Все немцы пользуются свободой передвижения по всей империи. Каждый имеет право проживать и приобретать оседлость в любом месте империи, приобретать недвижимость и заниматься любой профессией. Ограничения допускаются только на основании имперского закона.
 

Статья 112. Каждый немец имеет право эмигрировать за границу. Эмиграция может быть ограничена только имперским законом.
Все граждане, как находящиеся в пределах имперской территории, так и вне ее, имеют право на защиту со стороны империи по отношению к иностранным государствам.
Ни один немец не может быть выдан иностранному правительству для суда или наказания.
 

Статья 113. Иноязычные части населения империи не должны быть стесняемы законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии, в особенности в употреблении их родного языка, в преподавании, внутреннем управлении и суде.

 

Статья 114. Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной свободы публичной властью допускается только на основании законов.
Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на следующий день, поставлены в известность, какими властями и на каком основании отдано распоряжение о лишении свободы; немедленно им должна быть дана возможность представить возражения против лишения их свободы.
 

Статья 115. Жилище каждого немца есть его свободное убежище. Оно неприкосновенно. Исключения допускаются только на основании законов,
 

Статья 116. За то или иное деяние может быть наложено наказание лишь в том случае, если его наказуемость установлена законом до совершения деяния.
 

Статья 117. Тайна переписки, равно как тайна почтовых, телеграфных и телефонных сношений, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании имперских законов.
 

Статья 118. Каждый немец имеет право в пределах общих законов свободно выражать свои мнения устно, письменно, в печати, посредством изображения или иначе. В этом праве его не должны стеснять никакие отношения по работе или службе, и никто не имеет права причинять ему ущерб за то, что он пользуется этим правом.
Цензура не допускается; однако для кинематографа закон может установить исключения. Допускаются также законодательные мероприятия в борьбе с порнографией и для охраны молодежи на публичных выставках и представлениях.

Отдел второй
Общественная жизнь

Статья 119. Брак, как основа семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительством конституции. Он основан на равноправии обоих полов...
 

Статья 121. Для внебрачных детей законодательство должно создать такие же условия физического, духовного и общественного развития, как и для детей, родившихся в браке.
 

Статья 123. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не делая предварительного заявления и не
спрашивая особого разрешения.
Для собраний под открытым небом имперский закон может устанавливать обязательность предварительного заявления и, в случае непосредственной опасности для общественного спокойствия - воспрещать их.
 

Статья 124. Все немцы имеют право образовывать союзы или общества в целях, не противных уголовным законам. Это право не может подвергаться ограничению мерами принудительного характера. Для религиозных союзов и обществ действуют те же постановления.
Приобретение правоспособности предоставляется каждому союзу соответственно предписаниям гражданского права. Союзу не может быть отказано в правоспособности на том основании, что он преследует политическую, социально-политическую или религиозную цель.
 

Статья 125. Гарантируются свобода и тайна выборов. Подробности устанавливаются избирательным законом.  

 

Статья 126. Каждый немец имеет право обращаться письменно с просьбами или жалобами к соответственной власти или к народному представительству. Это право может осуществляться как отдельными лицами, так и многими совместно.
 

Статья 127. Общины и общинные союзы пользуются правом самоуправления в пределах закона.
 

Статья 128. Все граждане без различия допускаются к занятию публичных должностей, согласно законам и соответственно их способностям и заслугам.
Устраняются все ограничительные постановления, относящиеся к чиновникам-женщинам.
Основы служебных отношений должны определяться имперским законом.
 

Статья 129. Чиновники назначаются пожизненно, поскольку в законе не установлено иного. Пенсия выходящим
в отставку и обеспечение семей умерших устанавливаются законом. Благоприобретенные права чиновников ненарушимы. Для имущественно-правовых притязаний чиновников открыт судебный путь.
Только при наличии условий и в формах, установленных законом, чиновники могут предварительно устраняться от должностей, временно или окончательно увольняться в отставку или переводиться на другую должность с низшим окладом.
При всяком служебном взыскании должна даваться возможность обжалования и пересмотра дела. В послужной список чиновника обстоятельства, для него неблагоприятные, могут вноситься лишь после того, как ему была предоставлена возможность высказаться по их поводу. Чиновникам предоставляется право обозревать свои послужные списки.
Неприкосновенность благоприобретенных прав и возможность обращения к суду с притязаниями имущественного характера специально обеспечиваются также наемным солдатам. В остальном их положение определяется имперским законом.
 

Статья 133. Все граждане обязаны, согласно законам, отбывать личные повинности в пользу государства и общины. Воинская повинность определяется постановлениями имперского военного закона. Последний устанавливает также, в какой мере отдельные основные права должны ограничиваться для лиц, входящих в состав вооруженных сил, в целях исполнения ими своих задач и поддержания дисциплины.
 

Статья 134. Все граждане без различия принимают участие в государственных тяготах соразмерно своим средствам и согласно закону.
 

Отдел четвертый

Просвещение и школа
 

Статья 144. Все школьное дело находится под надзором государства; оно может привлекать к участию в этом общины. Надзор за школами осуществляют должностные лица, специально занятые этим и получившие профессиональную подготовку.
 

Статья 145. Всеобщее школьное обучение обязательно. Для осуществления его служит, по общему правилу, народная школа с не менее чем 8-летним курсом; за нею следует школа второй ступени, в которой обучение производится до достижения 18-летнего возраста. Преподавание и пользование учебными пособиями в народных школах и школах второй ступени бесплатны.
 

Статья 147. Частные школы, в качестве заменяющих публичные, нуждаются в разрешении государства и подчинены законам областей...
 

Статья 149. Преподавание религии входит в программу  школ, за исключением школ внеисповедных (светских). Оно ведется в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.
Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах  и обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребенка...

 

Отдел пятый
Хозяйственная жизнь

Статья 151. Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и цели обеспечения для всех достойного человека существования. В этих пределах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдельной личности.
Законное принуждение допустимо только для осуществления прав, которым грозит опасность, или ради высших
требований общего блага.
Свобода торговли и промыслов обеспечивается согласно имперским законам.
 

Статья 152. В хозяйственном обороте действует свобода договоров, согласно законам.
Ростовщичество воспрещается. Сделки, противоречащие добрым нравам, не действительны.
 

Статья 153. Собственность обеспечивается конституцией. Ее содержание и пределы вытекают из законов.
Принудительное отчуждение может быть предпринято только для блага общественного целого и на законном основании. Оно производится за соответственное вознаграждение, поскольку имперский закон не постановит иначе. Относительно размера вознаграждения в спорных случаях должно допускаться обращение к общим судам, поскольку в имперских законах не постановлено иного. Империя может делать принудительное отчуждение у областей, общин и союзов только за вознаграждение.
Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же время служением общему благу.
 

Статья 154. Обеспечивается право наследования в пределах, установленных гражданским правом. Участие государства в наследуемом имуществе определяется законами.
 

Статья 155. ...Недвижимое имущество, приобретение которого необходимо для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для первичной сельскохозяйственной обработки или для поднятия сельского хозяйства,  может быть принудительно отчуждаемо. Фидеикомиссы подлежат отмене...
Все недра земли и все полезные в хозяйственном отношении силы природы находятся под наблюдением государства. Частные регалии в законодательном порядке должны быть переданы государству.
 

Статья 156. Империя может в законодательном порядке, не затрагивая вопроса о вознаграждении, переводить в общественную собственность пригодные для обобществления частные хозяйственные предприятия с применением, сообразно их смыслу, постановлений о принудительном отчуждении. Империя может или сама принимать участие в управлении хозяйственными предприятиями и обществами, или предоставлять право такого участия областям или общинам, или же каким-либо другим способом обеспечивать для себя решающее влияние.
Империя, далее, может, в случае настоятельной надобности, объединять в законодательном порядке для целей общественного хозяйства хозяйственные предприятия и общества на основе самоуправления, с тем чтобы обеспечить сотрудничество всех производящих слоев населения, привлечь работодателей и рабочих к участию в управлении и регулировать добывание, производство, распределение, использование, расценку, а также ввоз и вывоз хозяйственных благ сообразно общехозяйственным принципам.
Промысловые и кооперативные товарищества, а также их объединения должны, по их требованию, включаться в общее хозяйственное дело, причем должны приниматься во внимание их устройство и своеобразные особенности.
 

Статья 157. Рабочая сила стоит под особым покровительством империи.
Империя вырабатывает единообразное рабочее право.
 

Статья 158. Умственный труд, права авторов, изобретателей и художников пользуются защитой и попечением
империи.
Создания германской науки, искусства и техники должны посредством международных соглашений пользоваться за границей признанием и охраной.
 

Статья 159. Свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства обеспечивается для всех лиц и профессий. Все оговорки и мероприятия, стремящиеся к ограничению... этой свободы, неправомерны.
 

Статья 161. Для сохранения здоровья и работоспособности, для охраны материнства и для предупреждения экономических последствий старости, недугов и различных жизненных случайностей империя создает широко поставленное страхование, в котором страхуемым предоставляется решающее участие.
 

Статья 163. ...Каждому немцу должка быть предоставлена возможность добывать себе пропитание хозяйственным трудом. Поскольку ему не может быть указан соответствующий труд, он должен получать необходимую поддержку, Подробности определяются особыми имперскими законами [5].
 

Статья 164. Самостоятельный средний класс в сельском хозяйстве, промыслах и торговле должен пользоваться поощрением в законодательстве и в управлении и должен иметь защиту от переобременения тяготами...
 

Статья 165. Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в ус-
тановлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием.
Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.
Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский экономический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.
Социально-политические и хозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно все-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов.  Рабочим и экономическим советам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических советов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам, относятся к исключительному ведению империи.

[1] Области (земли) - Пруссия, Бавария и т. Д.
[2] Ландтаг - законодательный орган Пруссии. Здесь этим термином обозначены законодательные собрания областей.

[3] Выделенный скобками раздел отменен по настоянию Антанты как противоречащий статье 80 Версальского договора.
[4]  Reichsgesetzblatt - периодическое издание, публиковавшее законы Германской империи, а затем Веймарской республики.
[5] Эта статья выдавалась обыкновенно за признание "права на труд".

 


Конституции буржуазных стран. Т. I.  М.-Л., 1935..

 

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41