ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

 

 

Основной закон Федеративной Республики Германии 

23 мая 1949 г.


 

Преамбула

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный стремлением служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе, германский народ принял в силу своей конституирующей власти настоящий Основной закон.

I. Основные права

Статья 1

1. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти.
2. Немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле.

Статья 3

1. Все люди равны перед законом.
2. Мужчины и женщины равноправны.

Статья 5

1. Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников.

Статья 8

1. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения.
2. Для собраний, проводимых вне помещений, это право может быть ограничено законом или на основании закона.

Статья 9

1.Все немцы имеют право создавать союзы и общества.

Статья 12

1. Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы. Профессиональное обучение может регулироваться законом или на основании закона.

Статья 12а

1. Мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут призываться на службу в Вооруженные силы, федеральную
пограничную охрану или части гражданской обороны.
2. Лица, отказывающиеся нести военную службу с оружием по мотивам вероисповедания, обязаны нести службу, ее заменяющую.

Статья 14

1. Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами.
2. Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу.
3. Отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции.
 

Статья 16

1. Никого нельзя лишить германского гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства.
2. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству.

II. Федерация и земли

Статья 20.

 

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а
также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.
3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом.
4. Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные
средства не могут быть использованы.
 

Статья 25.

 

Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущество перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации.
 

Статья 31.

 

Федеральное право имеет преимущество перед правом земель.
 

Статья 32.

 

1. Поддержание отношений с иностранными государствами является компетенцией Федерации.
 

Статья 33.

 

1.Каждый немец имеет в каждой земле равные гражданские права и обязанности.
 

Статья 35.

 

1. Все учреждения Федерации и земель оказывают друг другу взаимную правовую и административную помощь.
 

Статья 37.

 

1.Если земля не выполняет федеральных обязательств, возложенных на нее основным законом или другим федеральным законом, Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороны Федерации.
2. Для проведения таких мер принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный имеет право давать указания всем землям и их учреждениям.

III. Бундестаг

Статья 38.

 

1. Депутаты Бундестага ФРГ избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести.
2. Право выбирать имеют лица, достигшие 18-летнего возраста.
 

Статья 39.

 

1. Бундестаг избирается на четыре года.
 

Статья 45b

 

Для охраны основных прав и в качестве вспомогательного органа Бундестага при осуществлении  парламентского контроля назначается уполномоченный Бундестага по обороне. Подробности регулируются федеральным законом.
 

Статья 45c

.

1. Бундестаг формирует Комитет по петициям, который обязан разбирать просьбы и жалобы, подаваемые в Бундестаг, согласно статье 17 Основного закона.
2. Полномочия Комитета, касающиеся рассмотрения жалоб, устанавливаются федеральным законом.

IV. Бундесрат

Статья 50.

 

Через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского Союза.
 

Статья 51.

 

1. Бундесрат состоит из членов правительства земель, которые их назначают и отзывают. Этих лиц могут представлять другие члены правительств земель.
2. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов имеют четыре голоса, с населением свыше шести миллионов - пять голосов, с населением свыше семи миллионов - шесть голосов.
3. Каждая земля может послать в Бундесрат столько членов, сколько она имеет голосов. Голоса земли могут подаваться только согласованно и только присутствующими членами Бундесрата или их представителями.
 

Статья 53.

 

Члены Федерального правительства имеют право, а по требованию и обязаны принимать участие в заседаниях Бундесрата и его комитетов. Они должны быть выслушаны в любое время. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.

V. Федеральный президент

Статья 54.

1.Выборы Федерального президента проводятся без прений Федеральным собранием. Каждый немец, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший возраста сорока лет, может быть избран Президентом.
2. Полномочия Федерального президента длятся пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз.
3. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности.

Статья 55

1. Федеральный президент не может входить ни в состав правительства, ни в законодательный орган Федерации или какой-либо земли.

Статья 59

1.Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов.

Статья 60

1.Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное.

VI. Федеральное правительство

Статья 62

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

Статья 63

1.Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента.
 

Статья 64

1. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.

Статья 65

Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность.

Статья 67

Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру лишь путем выборов большинством голосов его преемника и обращения к Федеральному президенту с просьбой об отстранении Федерального канцлера от должности. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить избранное лицо.

VII. Законодательство Федерации

Статья 70

1. Земли имеют право законодательствовать в той мере, в какой настоящий Основной закон не представляет законодательные полномочия Федерации.
2. Разграничение компетенции Федерации и земель определяется согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции.

Статья 73

Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:

1) внешние сношения, а также оборона, включая защиту гражданского населения;
2) гражданство Федерации;
3) свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача отдельных лиц другим государствам;
4) валюта, денежное обращение, чеканка монет, эталоны мер и весов, регулирование времени;
5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарооборота, товарооборот и расчеты с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
6) воздушное сообщение;
6а) железнодорожное сообщение, которое целиком или большей частью находится в собственности Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание в сохранности и эксплуатация рельсовых путей железной дороги Федерации, а также взимание платы за использование этих путей;
7) служба почты и телекоммуникаций;
8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и корпораций публичного права федерального ранга;
9) правовая охрана промышленной собственности, авторское и издательское право;
10) сотрудничество Федерации и земель:
a) в сфере деятельности уголовной полиции,
b)в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или какой-либо земли(охрана Конституции),
c) в предотвращении на территории Федерации попыток путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу международное положение ФРГ, а также в создании Управления федеральной уголовной полиции и борьбе с международной преступностью;
11) статистика, служащая целям Федерации.

Статья 77

1.Федеральные законы принимаются Бундестагом. По принятии они немедленно направляются Бундесрату через Председателя Бундестага.
2. Бундесрат может в течение трех недель по получении принятого закона потребовать созыва комитета из членов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения закона. Если для принятия закона требуется согласие Бундесрата, то созыва комитета могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит изменение закона, то Бундестаг должен принять новое решение.

VIII. Исполнение федеральных законов
и федеральная администрация

Статья 83

Земли исполняют федеральные законы, как свои собственные, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного.

Статья 84

Если земли исполняют федеральные законы, как свои собственные, то они сами регулируют создание ведомств и процедуры управления, поскольку федеральные законы с одобрения Бундесрата не устанавливают иного.

IX. Правосудие

Статья 92

Юрисдикционная власть вверяется судьям; она осуществляется: Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными в настоящем Основном законе, и судами земель.
 

Статья 93

1. Федеральный конституционный суд выносит решения:
2) при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме и содержанию настоящему Основному закону.
3) при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности в случаях применения землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;
4b) по конституционным жалобам общин или объединений общин по поводу нарушений каким-либо законом права на самоуправление.
 

Статья 101

1. Чрезвычайные суды не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи.
2. Суды особой компетенции могут быть учреждены только
законом.
 

Статья 102

Смертная казнь отменяется.

X. Финансы

Статья 104а

1. Поскольку настоящий Основной закон не предусматривает иного, Федерация и земли раздельно несут расходы на решение своих задач.

Статья 108

1. Таможенные пошлины, финансовые монополии, налоги с оборота, регулируемые федеральным законодательством, включая налоги на импорт и выплаты в рамках Европейского Сообщества, регулируются федеральными финансовыми ведомствами.
2. Прочие налоги регулируются финансовыми ведомствами земель.
 

Статья 109

1. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства.

Статья 146

Настоящий Основной закон, который в результате достижения единства и свободы Германии распространяется на весь германский народ, прекратит свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным решением германского народа.
 


Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

 

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41