ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

 

Конституция Пятой республики

4 октября 1958 г.


Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 года предложило. Французский народ принял.

Президент Республики обнародует Конституционный закон, содержание которого следует.

Преамбула

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 года.
Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает народам заморских территорий, которые выражают желание присоединиться к ней, новые установления (instituti-
ons), основанные на совместном идеале свободы, равенства и братства и имеющие целью их демократическое развитие.
 

Статья 1. Республика и народы заморских территорий, которые актом свободного самоопределения принимают эту Конституцию, основывают Сообщество.
Сообщество основано на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав.

Раздел I
О суверенитете

Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем своим гражданам, независимо от происхождения расы или религии. Она уважает все верования.
Национальной эмблемой является трехцветный флаг - синий, белый, красный
Национальным гимном является "Марсельеза".

Девизом Республики является: "Свобода, Равенство, Братство".
Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа.
 

Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума.

Раздел II
Президент республики

Статья 5. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров.
 

Статья 6[1]. Президент Республики избирается на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования.

Условия применения настоящей статьи устанавливаются opганическим законом.
 

Статья 7. Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Время голосования назначается Правительством.
 
 

Статья 8. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение служебных обязанностей Премьер-министра после вручения им заявления об отставке Правительства. По предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей.
 
 

Статья 9. Президент Республики председательствует в Совете министров.
 
 

Статья 10. Президент Республики обнародует законы в течение пятнадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В новом обсуждении ему не может быть отказано.
 

Статья 11. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которые публикуются в "Journal Officiel", Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча. Конституции, отразился бы на функционировании установлении.Когда референдумом проект одобрен, Президент Республики обнародует его в сроки, предусмотренные предыдущей статьей.
 


 

Статья 12. Президент Республики может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание. Всеобщие выборы происходят не менее чем через двадцать и не более чем через сорок дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второй четверг после избрания. Если это заседание имеет место не в периоды, лредусмотренные для обычных сессий, то продолжительность сессии по праву ограничивается пятнадцатью днями. Национальное собрание не может быть снова распущено в течение года после таких выборов.
 


 

Статья 13. Президент Республики подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.
То есть без специального созыва, в законный срок.
Он производит назначения на гражданские и военные госу-
дарственные должности.
Государственные советники, Великий канцлер ордена
Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники,
старшие советники Счетной палаты, префекты, представи-
тели Правительства в заморских территориях, генералы,
ректоры университетов, директора центральных ведомств
назначаются в Совете министров.
Органический закон определяет другие должности, наз-
начения на которые производятся в Совете министров, а
также условия, при которых Президент Республики может
уполномочить коголибо осуществлять право назначения на
должности от его имени.
Статья 14. Президент Республики аккредитует послов и
чрезвычайных посланников при иностранных державах;
иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредиту-
ются при нем.
Статья 15. Президент Республики является главой воо-
руженных сил. Он председательствует в советах и высших
комитетах национальной обороны.
Статья 16. Когда установления Республики, независи-
мость Нации, целостность ее территории или выполнение
ее международных обязательств оказываются под серьезной
и непосредственной угрозой, а нормальное функционирова-
ние органов государственной власти, созданных в соот-
ветствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики
принимает меры, которые диктуются обстоятельствами,
после официальной консультации с Премьерминистром,
председателями палат Парламента, а также с Конституци-
онным советом.
Он информирует об этом Нацию посланием. В основе
этих мероприятий должно лежать стремление обес-
печить в кратчайшие сроки созданным в соответствии с
Конституцией органам государственной власти средс-
тва выполнения их задач. По этому вопросу запраши-
вается мнение Конституционного совета.
Парламент собирается по праву. Национальное собрание
не может быть распущено в периода осуществления чрезвы-
чайных полномочий.
Статья 17.Президент Республики осуществляет право
помилования.
Статья 18.Президент Республики сносится с обеими
палатами Парламента посредством посланий, которые
зачитываются в палатах, но не подлежат никакому обсуждению.
В перерывах между сессиями Парламент специально собира-
ется для этой цели.
Статья 19. Акты Президента Республики, за исключени-
ем указанных в статьях 8 (первый абзац), 11, 12, 16,
18, 54, 56 и 61, скрепляются подписью Премьер-министра
и, в случае необходимости, - ответственными министрами.
Раздел III
Правительство

Статья 20. Правительство определяет и осуществляет
политику Нации.
В его распоряжении находятся административные органы
и вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом
в условиях, предусмотренных статьями 49 и 50,
и в соответствии с процедурами, установленными этими статьями.
Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностью
Правительства. Он несет ответственность за национальную
оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюде-
нием условий статьи 13 он осуществляет регламентные
полномочия и назначает на военные и гражданские долж-
ности.
Он может передавать некоторые из своих полномочий
министрам.
В случае необходимости он председательствует вместо
Президента Республики на заседаниях советов и комите-
тов, упомянутых в статье 15.
В исключительных случаях он может председательство-
вать вместо Президента на заседании Совета министров по
определенному поручению Президента и с определенной по-
весткой дня.
Статья 22. Акты Премьер-министра, в случае необходи-
мости, Екрепляются подписью министров, на которых воз-
ложено их исполнение.
Статья 23. Функции члена Правительства несовместимы
с парламентским мандатом, с любой должностью профессио-
нального представительства общенационального характера,
со всякой государственной службой или профессиональной
деятельностью.
Органический закон определяет порядок замещения лиц,
обедающих вышеуказанным мандатом или занимающих вышеу-
канные должности и положения.
Замещение членов Парламента происходит в соответствии с
постановлениями статьи 25.

Раздел IV
Парламент

Статья 24. Парламент состоит из Национального
собрания и Сената. Депутаты Национального
собрания избираются прямым голосованием.
Сенат избирается путем косвенного голосования.
Он обеспечивает представительство территориальных
единиц Республики.В Сенате представлены
французы, проживающие за пределами Франции.
Статья 25. Органический закон определяет длитель-
ность полномочий каждой палаты, число ее членов, их
вознаграждение, ycловия их избрания, режим неизби-
раемости и недопустимости совмещении. Этот закон оп-
ределяет также условия замещения вакантных мест депута-
тов или сенаторов вплоть до полного или частичного
обновления соответствующей палаты.
Статья 26. Ни один член Парламента не может подвер-
гаться преследованию, розыскам, аресту, заключению или
суду за выскач занные мнения или за участие в голосова-
нии при исполнении им своих обязанностей.
Ни один член Парламента во время сессии не может
подвер гаться преследованию или аресту за уголовные
преступления или проступки без разрешения палаты, в сос-
тав которой он входит, а исключением случаев, когда он
застигнут на месте преступления.
Ни один член Парламента во время парламентских кани-
кул не может быть арестован без разрешения бюро палаты,
в состав которой он входит, за исключением случаев,
когда он застигнут и месте преступления, когда его
преследование разрешено или когд он окончательно осуж-
ден.
Задержание или преследование члена Парламента приос-
та навливается, если палата, в состав которой он вхо-
дит, потребуе этого.
Статья 27. Всякий императивный мандат является не-
действи тельным.


* Буквально - территориальных коллективов (Des col-
lectivites terntoriale).

Право голосования членов Парламента осуществляется лич-
но. В виду исключения органический закон может допус-
тить передачу голосов. В этом случае никому не может
быть передано более одного мандата.
Статья 28. Парламент собирается по праву на две оче-
редные сессии в год.
Статья 29. Парламент собирается на внеочередную сессию по
требованию премьер-министра или большинства членов,
составляющих Национальное собрание, по определенной по-
вестке дня.
Когда внеочередная сессия созывается по требованию
членов Национального собрания, то декрет о ее закрытии
издается тотчас после того, как исчерпана повестка дня,
для рассмотрения которой Парламент был созван, и не
позже чем через двенадцать дней после первого заседа-
ния.
Только Премьер-министр может потребовать созыв новой
сессии до истечения месячного срока после опубликования
декрета о закрытии сессии.
Статья 30. За исключением случаев, когда Парламент
собирается по праву, внеочередные сессии открываются и
закрываются декретом Президента Республики.
Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обе
палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Им
могут помогать комиссары Правительства.
Статья 32. Председатель Национального собрания изби-
рается на срок легислатуры. Председатель Сената избира-
ется после каждого частичного обновления Сената.
Статья 33. Заседания обеих палат являются открытыми.
Полный отчет о прениях публикуется в "Journal offici-
el".
Каждая палата может заседать в качестве секретного
комитета по просьбе Премьер-министра или одной десятой
части ее членов.

Раздел V
Об отношениях между Парламентом
Правительствоми

Статья 34. Законы принимаются Парламентом.
Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских
прав и основных гарантий, предоставленных
гражданам для пользования публичными свободами; обязан-
ностей, накладываемых национальной обороной лично на
граждан и на их имущество;
- гражданства, состояния и правоспособности лиц, се-
мейных отношений, наследования и дарения;
- определения преступлений и правонарушений, а также
налагаемых за них наказаний; уголовного судопроиз-
водства; амнистии; создания новых судебных установ-
лении и статуса судей;
- распределения ставок, налогов и условий покрытия
всякого рода налогов; порядка выпуска денег. Закон
устанавливает также правила, касающиеся:
- порядка выборов в палаты Парламента и в органы
местного самоуправления;
- установления категорий общественных учреждений;
- основных гарантий, предоставляемых гражданским го-
сударственным служащим и военнослужащим; национализа-
ции предприятий и перевода предприятий из общественного
сектора в частный. Закон определяет основные принципы:
- общей организации национальной обороны; - сво-
бодного управления местных административных единиц;
их компетенции и их доходов; - образования; - режи-
ма собственности, вещных прав и гражданских торго-
вых обязательств; - трудового права, профсоюзного
права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государст-
ва с условиями и оговорками, предусмотренными органи-
ческим законом,
Программные законы определяют цели экономической и
социальной деятельности государства,
Положения настоящей статьи могут быть уточнены и до-
полне ны органическим законом.
Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом.
Статья 36. Осадное положение декретируется в Совете
министров.
Продление его на срок более двенадцати дней мо-
жет быть разрешено только Парламентом.
Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодатель-
ства, решаются в административном порядке.
Законодательные акты, принятые по данным вопросам,
могут быть изменены декретами после того, как государс-
твенный совет даст свое заключение. Те из этих актов,
которые были бы введены после вступления в силу настоя-
щей Конституции, могут быть изменены декретом лишь в
том случае, если Конституционный совет установит, что
они должны быть урегулированы в административном поряд-
ке в соответствии с предыдущим абзацем.
Статья 38. Правительство может для выполнения своей
программы обратиться к Парламенту с просьбой дать раз-
решение осуществить путем ордонансов в течение ограни-
ченного срока мероприятия, обычно входящие в область
законодательства.
Ордонансы принимаются в Совете министров после дачи
заключения Государственным советом. Они входят в силу
после их опубликования, но теряют силу, если законопро-
ект об их утверждении не внесен в Парламент до истече-
ния срока, указанного законом, разрешившим их издание.
По истечении срока, о котором говорилось в первом
абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входя-
щим в область законодательства, могут быть изменены
лишь законом.
Статья 39. Инициатива внесения законопроектов при-
надлежит одновременно Премьер-министру и членам Парла-
мента.
Законопроекты обсуждаются в Совете министров по по-
лучении заключения Государственного совета и затем вно-
сятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопро-
екты вносятся сначала на обсуждение национального соб-
рания.
Статья 40. Предложения и поправки, выдвигаемые чле-
нами Парламента, не могут быть приняты в том случае,
если бы следствием их принятия было бы сокращение
средств, либо создание или увеличение расходов госу-
дарства.
Статья 41. Если во время законодательного обсуждения
выявляется, что какое-либо предложение или поправка не
входят в область законодательства или противоречат пол-
номочиям, предоставляемым в соответствии со статьей 38,
Правительство может заявлять об их неприемлемости.
В случае разногласия между правительством и предсе-
дателем соответствующей палаты Конституционный совет по
просьбе той Или иной стороны выносит постановление в
восьмидневный срок.
Статья 44. Члены Парламента и Правительства имеют право
вносить поправки.
После начала прений Правительство может выступить
против рассмотрения любой поправки, которая предвари-
тельно не рассматривалась в комиссии.
По требованию Правительства палата, на которой вне-
сен проект, должна провести единое голосование по всему
обсуждаемому тексту в целом или по его части, сохранив
лишь те поправки, которые предложены или приняты Прави-
тельством.
Статья 45. Любой законопроект или законодательное
предложение последовательно рассматривается в обеих па-
латах Парламента для того, чтобы принять идентичный
текст.
Если в результате разногласия между палатами зако-
нопроект или законодательное предложение не были приня-
ты после двух ЗД чтений в каждой палате или если Пра-
вительство потребует его досрочного обсуждения после
одного чтения в каждой из палат, Премьер-министр
имеет право созвать заседание смешанной паритетной
комиссии, уполномоченной предложить текст, касающийся
вопросов, по которым не было принято решение,
Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть
представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни
одна поправка не может быть принята без согласия
Правительства.
Если смешанной комиссии не удастся принять единый
текст или если этот текст не будет принят согласно
условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, Пра-
вительство может после;нового чтения в Национальном
собрании и в Сенате потребовать,чтобы Национальное
собрание приняло окончательное решение.
В этом случае Национальное собрание может либо возвра-
титься к тексту, выработанному смешанной комиссией, ли-
бо к последнему тексту, принятому им самим, измененно-
му в случае необходимости;одной или несколькими поправками,
внесенными Сенатом.
Статья 46. Законы, определенные Конституцией как органи-
ческие, принимаются и изменяются с соблюдением следую-
щих ycловий.
Законопроект или законодательное предложение переда-
ется на рассмотрение и голосование первой рассматрива-
ющей его палаты только по истечении 15-дневного сро-
ка с момента его внесения,
Применяется процедура, предусмотренная статьей 45.
Однако, если не достигнуто согласие между обеими пала-
тами, законопроект;
может быть принят Национальным собранием в последнем
чтений только в том случае, если его одобрит абсолютное
большинство членов Собрания.
Органические законы, касающиеся Сената, должны быть
приняты в одинаковой редакции обеими палатами.
Органические законы могут быть обнародованы и всту-
пят в силу только после того, как Конституционный совет
подтвердит их соответствие Конституции.
Статья 47. Парламент принимает финансовые законопро-
екты с соблюдением условий, предусмотренных органичес-
ким законом.
Если Национальное собрание не приняло решения по
проекту в первом чтении в течение 40 дней после его
внесения, Правительство передает проект на рассмотрение
Сената, который должен принять решение в течение
15-дневного срока. Затем проект рассматривается соглас-
но процедуре, предусмотренной статьей 45.
Если Парламент не принял решение в течение 70-днев-
ного срока, положения проекта могут быть введены в
действие путем издания ордонанса.
Если финансовый закон, определяющий доходы и расходы
бюджетного года, не внесен в срок, достаточный для то-
го, чтобы этот закон был обнародован до начала бюджет-
ного года, Правительство срочно испрашивает у Парламен-
та разрешение на взимание налогов и своим декретом объ-
являет об открытии кредитов по тем частям бюджета, ко-
торые уже приняты.
Сроки, предусмотренные настоящей статьей, переносят-
ся, если Парламент не заседает.
Счетная палата помогает Парламенту и Правительству
контролировать исполнение финансовых законов.
Статья 49. После обсуждения в Совете министров
Премьерминистр ставит в Национальном собрании вопрос о
доверии Правительству, требуя одобрения его программы
или, в случае необходимости, одобрения декларации общей
политики.
Национальное собрание выражает Правительству недове-
рие путем принятия резолюции порицания. Такая резолюция
может быть поставлена на обсуждение лишь в том случае,
если она подписана, по крайней мере, одной десятой
частью общего числа членов Национального собрания. Го-
лосование может состояться лишь через сорок восемь ча-
сов с момента внесения резолюции. Подсчитываются лишь
голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может
быть принята лишь большинством членов, составляющих На-
циональное собрание. Если резолюция порицания отклоне-
на, то ее авторы не могут внести новую аналогичную ре-
золюцию в течение той Же сессии, за исключением случая,
предусмотренного следующим абзацем.
Премьер-министр может после обсуждения в Совете ми-
нистров поставить в Национальном собрании вопрос о до-
верии Правительству в связи с принятием какого-либо
проекта. В этом случае проект считается принятым, если
резолюция порицания, внесенная в течение последующих
двадцати четырех часов, не будет принята с соблюдением
условий, предусмотренных в предыдущем абзаце.
Премьер-министр имеет право просить Сенат одобрить
декларацию общей политики Правительства.
Статья 50. Если Национальное собрание примет резолю-
цию порицания или если оно не одобрит программу или
декларацию общей политики Правительства, Премьер-ми-
нистр должен вручить Президенту Республики заявление об
отставке Правительства.

Раздел VII
Конституционный совет

Статья 56.Конституционный совет состоит из девяти
членов, полномочия которых длятся девять лет и не под-
лежат возобновлению. Конституционный совет обновляется
на одну треть каждые три года. Три члена Конституцион-
ного совета назначаются Президентом Республики, три -
председателем Национального собрания, три - председате-
лем Сената.
Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституцион-
ный совет пожизненно входят по праву бывшие Президенты
Республики.
Председатель назначается Президентом Республики. Его
голос является решающим в случае разделения голосов по-
ровну.
Статья 57. Функции члена Конституционного совета не-
совместимы с функциями министра или члена Парламента.
Остальные случаи несовместимости определяются законом.
Статья 58. Конституционный совет следит за правиль-
ностью избрания Президента Республики.
Он рассматривает протесты и объявляет о результатах
голосования.
Статья 59. Конституционный совет решает вопрос о
правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно
оспаривается.
Статья 60. Конституционный совет следит за правиль-
ностью проведения референдума и объявляет его результа-
ты.
Статья 62. Закон, объявленный неконституционным, не
может быть ни обнародован, ни введен в действие.
Решения Конституционного совета никакому обжалованию не
подлежат. Они обязательны для всех государственных
властей, для всех административных и судебных органов.
Статья 63. Органический закон определяет порядок ор-
ганизации и функционирования Конституционного совета,
процедуру, соблюдаемую в нем, в частности, сроки подачи
ему протестов.

Раздел VIII
О судебной власти

Статья 64. Президент Республики является гарантом
независимости судебной власти. Ему помогает Высший со-
вет магистратуры. Статус судей устанавливается орга-
ническим законом. Судьи несменяемы. Статья 65. Выс-
ший совет магистратуры возглавляется Президентом
Республики. Министр юстиции является вице-председателем
по праву. Он может замещать Президента Республики.
Высший совет включает, кроме того, девять членов,
назначаемых Президентом Республики с соблюдением усло-
вий, предусмотренных органическим законом.
Высший совет магистратуры делает предложения относи-
тельно назначения судей кассационного суда и первого
председателя Апелляционного суда. В соответствии с ор-
ганическим законом его мнение запрашивается по вопросам
помилования.
Высший совет магистратуры выполняет функции дисцип-
линарного совета для рассмотрения дисциплинарных прос-
тупков судей. В этом случае его возглавляет первый
председатель Кассационного суда.
Статья 66. Никто не может быть произвольно лишен
свободы. Судебная власть, хранительница личной свободы,
обеспечивает уважение этого принципа в условиях, пре-
дусмотренных законом.

Раздел IX
Верховный суд

Статья 67.Учреждается Верховный суд.Он состоит из членов,
избираемых в равном числе Национальным собранием
и Сенатом из их состава каждого полного
или час тичного обновления этих палат Они избирают сво-
его председателя из состава своих членов.
Состав Верховного суда, порядок его деятельности, а
также применяемая в нем процедура рассмотрения дел оп-
ределяются органическим законом.
Статья 68. Президент республики может быть привлечен
к ответственности за действия, совершенные им при ис-
полнении его функций, только в случае государственной
измены Обвинение может быть ему предъявлено только дву-
мя палатами, выносящими идентичные решения открытым го-
лосованием и абсолютным большинством голосов членов
своего состава, президент подсуден Верховному суду.
Члены Правительства несут уголовную ответственность
за действия, совершенные ими при исполнении их функций
и определявшиеся во время совершения как преступления
или проступки. В случае заговора против безопасности
государства к членам Правительства, а также к их сообщ-
никам применяется изложенная выше процедура. В случаях,
предусмотренных настоящим абзацем, Верховный суд связан
определением преступлений и проступков, так же, как ме-
рой наказания, содержащимся в уголовных законах, дейс-
твующих в момент совершения данных деяний.

Раздел XIV
О пересмотре конституции

Статья 89. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит
Президенту Республики, действующему по предложе-
нию Премьер-министра, а также членами Парламента.
Проект или предложение пересмотра Конституции должны
быть приняты двумя палатами в идентичной редакции Пе-
ресмотр является окончательным после одобрения его ре-
ферендумом.
Однако проект пересмотра не передается на референ-
дум, когда Президент Республики решает представить его
на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конг-
ресса; в этом случае проект пересмотра считается одоб-
ренным только тогда, когда он получает большинство в
три пятых общего числа поданных голосов. Бюро Конгресса
является бюро Национального собрания
Никакая процедура пересмотра Конституции не может
быть начата или продолжена при посягательстве на це-
лостность территории.
Республиканская форма правления не может быть пред-
метом пересмотра.
[1] В редакции Закона, принятого на референдуме 28 октября и промульгированного 6 ноября 1962 г.
 


Конституция буржуазных государств. М. , 1982.

 

 

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41