БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРЫ ПО ИГПЗС

 

Конституция Германской империи

16 апреля 1871 г.

 


II. Имперское законодательство

 

2. На протяжении... союзной территории империя пользуется правом законодательствовать, применяясь к содержанию этой конституции. Имперские законы имеют преимущество перед законами областными.

 

4. Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы.

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения о банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

8) Железные дороги и пути сообщения: водные и сухопутные, установленные в интересах
защиты страны и всеобщего оборота.

10) Почта и телеграф.

 

*Имеются в виду законы отдельных германских государств, вошедших в 1871 году в состав Германской империи.

 

13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

16) Определения о прессе и о праве общения (союзов).

 

5. Имперское законодательство выполняется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту,... голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства.

 

III. Союзный совет

 

6. Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом.

7. Союзный совет постановляет решения:

1) О предложениях, вносимых в рейхстаг и о принятых последним решением;

2) Об административных предписаниях и инструкциях, необходимых для проведения имперских законов, поскольку они не определены прямо каким-либо имперским законом;

3) О недостатках, которые выступают при исполнении имперских законов.

 

IV. Президентство

 

11. Президентство в союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского императора. Император является представителем империи в международных отношениях; от имени империи объявляет войну и заключает мир, входит в союзы и в Другие договоры с иностранными государствами, аккредитует их, принимает послов. Для объявления войны от имени империи требуется согласие союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы.

12. Император созывает, открывает, отсрочивает и закрывает союзный совет и рейхстаг.

 

* Пруссия включает голоса Ганновера, Кургессена, Гольштинии, Насау и Франкфурта, получая, таким образом, 17 голосов из 58.

15. Председательство в союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором.

17. Императору принадлежит выработка и публикация имперских законов и надзор за исполнением последних. Постановления и распоряжения императора издаются от имени империи и нуждаются для законной силы в подписи имперского канцлера, который этим принимает на себя ответственность.

18. Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении.

19. Если государства, являющиеся членами союза, не выполняют согласных с конституцией союзных обязанностей, они могут быть принуждаемы к тому посредством экзекуции. Эта экзекуция определяется союзным советом и приводится в исполнение императором.

 

V. Рейхстаг

 

20. Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов.

22. Прения в рейхстаге происходят публично. Согласное с истиной изложение прений, происходящих в публичных заседаниях, рейхстага, остается свободным от всякой ответственности.

23. Рейхстаг имеет право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать* союзному совету и имперскому канцлеру.

24. Законодательный период рейхстага продолжается 3 года Для роспуска рейхстага в течение этого периода необходимо решение союзного совета при согласии императора.

26. Без согласия рейхстага отсрочка его заседаний не доля превышать 30-дневного срока и не может быть повторена в ту самую сессию.

28. Рейхстаг решает абсолютным большинством голосов. законной силы его решения необходимо присутствие большинства законного числа членов.

29. Члены рейхстага суть представители всего народа и не связаны никакими поручениями и инструкциями.

32. Члены рейхстага не получают, как таковые, никакого жалования или вознаграждения.

 

XI. Военное дело империи

 

57. Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заменить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности.

59. Каждый немец, способный носить оружие, принадлежит в течение 7 лет, по общему правилу, от 20 до 28 лет от роду к составу армии. Первые три года он находится под знаменем, а четыре остальных в резерве.

61. После обнародования этой конституции во всей империи немедленно должно быть введено общее прусское военное законодательство.

63. Общая военная сила страны составляет единую армию, которая в военное и в мирное время подчинена императору.

64. Все германские войска обязаны безусловно следовать приказаниям императора. Эта обязанность входит в военную присягу.

68. Император может объявить каждую часть союзной территории на военном положении, если что-либо угрожает
общественной безопасности.

 

XII. Финансы империи

 

70. Для покрытия общих расходов служат прежде всего общие доходы от налогов и пошлин, от железных дорог, почт, телеграфов и др. учреждений. Если расходы не покрываются этими доходами, то канцлер империи для пополнения бюджетной суммы назначает подати с отдельных союзных государств, пропорциональные населению.

72. Имперский канцлер ежегодно представляет союзному совету и рейхстагу в качестве оправдательного документа отчет об употреблении всех доходов империи.

 

XIII. Устав о конфликтах и наказаниях

 

76. Конфликты между различными государствами союза, которые не имеют частноправового характера и потому не входят в компетенцию обычных судов, по требованию одной из сторон представляются на рассмотрение союзному совету. Конституционные конфликты тех государств, конституции которых не определяют, какая власть разрешает такие
конфликты по требованию одной из сторон, передаются союзному совету для мирного улаживания дела; если же таковое не удается, то они разрешаются путем имперского законодательства.

77. Если в каком-либо союзном государстве имеет место случай отказа в правосудии и этот дефект не может быть устранен обычным легальным путем, то союзный совет обязан принимать жалобы на это и рассматривать их согласно с конституцией и законами того государства, где имело место это правонарушение, и затем принимать необходимые законные меры по отношению к тому правительству, которое дало повод к жалобе.

 

XIV. Общие определения

 

78. Изменения конституции... считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете.
 


Выверено по изданию: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. М., 1957.
 

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41