БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРЫ ПО ИГПЗС

 

ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

(лекция)

 

ПЛАН:

1. Становление римской государственности. Царский период.
2. Римская республика. Кризис римской республики.
3. Римская империя.

    Источники и литература

 


Составитель: Н.Т. Кудинова

 

В истории Древнего Рима можно выделить три периода:

1) царский период (754/753 г. до н.э. – 509 г. до н.э.);

2) период республики (509–27 гг. до н.э.);

3) период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
 

1. Становление римской государственности. Царский период. Царский период – это период становления римской государственности, начало которому было положено слиянием трех племен: рамнов, тициев и люцеров (или латинян, сабинян и этрусков). Объединение этих племен (так называемый синойкизм) привело к образованию римской “гражданской общины”. Члены этой общины получили название “патриции”. В основу такого объединения было положено совместное владение землей и рабами. Каждый член римской общины получал земельный надел и право на его наследование. Рабство носило патриархальный характер.

Патриции делились на 300 родов (по 100 родов в каждом племени – “трибе”). Десять родов образовывали “курию” (от co-viria – сходка мужей).

Организацию власти на этом этапе принято характеризовать понятием “военная демократия”, поскольку три ее основных элемента – вождь, совет старейшин и народное собрание – были налицо.

Во главе римской общины стоял военный вождь –“рекс” (т.е. царь). Он выполнял также жреческие и судебные функции. Власть рекса была ограничена советом старейшин (или сенатом) и народным войсковым собранием (так называемые “куриатные комиции”).

Сенат состоял из 300 членов (по 1 представителю от каждого рода). Как правило, это был глава рода (т.е. старейшина). Первые сенаторы (100 человек) были назначены рексом (Ромулой), а затем эта должность стала наследственной (поскольку передавалось в рамках одной семьи). Сенат предлагал кандидатуру нового царя; обсуждал предварительно вопросы, которые выносились на куриатные комиции; ведал текущими делами по управлению Римом.

Народные собрания собирались по куриям (отсюда их название – “куриатные комиции”). Каждая курия была представлена только воинами (по 100 пеших и 10 конных) и имела один голос (который подавал “курион”). На народном собрании рассматривались общие вопросы войны и мира, союза с другими племенами; межкуриальные вопросы о принятии рода в общину или об изгнании из общины; избирались, а вернее – утверждались новые цари и выборные должностные лица (кандидатуры которых предлагали старейшины)[1]. Следует подчеркнуть, однако, что решения народных собраний могли быть отвергнуты сенатом и рексом.

В состав римской общины не входило пришлое население города, которое получило название “плебеи”. Плебеи занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Они имели право получать земельные наделы из свободной части общинного фонда, но со временем теряют такое право из-за нехватки земли. Не были они допущены и к распределению завоеванных земель. Численность плебеев возрастала, возрастала и их роль в экономике Рима. Это было отнюдь не бедное население Рима. Однако плебеи были полностью лишены политических прав (т.е. права участвовать в народных собраниях и занимать выборные должности), а также ограничены в правах имущественных и личных.

Не случайно поэтому становление римской государственности сопровождалось острой борьбой между патрициями и плебеями. В центре этой борьбы находился земельный вопрос и вопрос об уравнении в правах плебеев с патрициями. Эта борьба, по сути дела, ускорила образование государственных институтов в Древнем Риме и обусловила их своеобразие.

Важным этапом в становлении римской государственности явились реформы Сервия Туллия (578–534 гг. до н.э.), которые следует рассматривать и как важную уступку плебеям. Эти реформы нанесли прежде всего удар по родоплеменной организации, поскольку в основу нового деления свободного населения Рима были положены имущественный и территориальный принципы. В ходе реформы все римские граждане, включая патрициев и плебеев, были разделены на 5 разрядов в зависимости от стоимости их имущества (т.е. земли, скота, инвентаря и пр.) Имущественный ценз соответственно равнялся 100, 75, 50, 25, 10 тыс. ассов. Шестой разряд составили так называемые “пролетарии”[2], которые не имели имущества. В особый разряд были выделены и самые богатые граждане – так называемые “всадники”, стоимость имущества которых превышала 100 тысяч ассов.

Каждый разряд выставлял по несколько вооруженных отрядов, так называемые “центурии” – сотни. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центуриев равнялось 193. Из них 18 центурий всадников (конница) и 80 центурий первого разряда вместе составляли больше половины. Это имело принципиальное значение, поскольку наряду с куриатными комициями стали созываться народные собрания и по центуриям – так называемые “центуриатные комиции”, политическая роль которых постепенно возрастала.

В основу организации местного управления был положен территориальный принцип. При Сервии Туллии Рим был разделен на 4 городских и 17 сельских территориальных окургов – “трибы”. Во главе трибы стоял староста, который отвечал за сбор налогов. В каждую трибу вошли и патриции, и плебеи.

Таким образом, благодаря реформам Сервия Туллия плебеи оказались включены в состав римской общины наряду с патрициями. Они получили право участвовать в центуриатных комициях и собирать народные собрания по трибам – так называемые “трибутные комиции”. Однако полного уравнения в правах плебеев с патрициями еще не произошло, поскольку плебеи не были допущены к принятию законов, к замещению выборных должностей, к распределению земельного фонда, были запрещены браки между патрициями и плебеями.

В конце VI в. “римский народ” изгнал последнего (седьмого) царя-рекса Тарквиния Гордого. С этого времени начинается история Римской республики, которая просуществовала около 500 лет.

 

2. Римская республика. Кризис римской республики. В истории Римской республики можно выделить три периода:

1) период ранней республики (V–IV вв. до н.э.);

2) период расцвета Римской республики (III– II вв. до н.э.);

3) период кризиса Римской республики (II–I вв. до н.э.).
На первом этапе существования Римской республики продолжилась борьба между патрициями и плебеями, которая наложила свой отпечаток на формирование властных институтов римской республики, в том числе и высших государственных должностей – “магистратур” (человек, который занимал эту должность назывался – “магистрат”).

Начало римской республики было положено в 509 г. до н.э. утверждением должности “двух консулов”, которые избирались народным собранием сроком на 1 год. К ним перешли функции прежнего рекса.

В 494 г. до н.э. была учреждена должность “народного трибуна”. Этому предшествовало событие, которое получило название первой “сецессии” (т.е. удаление) плебеев[3].

Народный трибунат был строго плебейским политическим институтом. Он был призван защищать плебеев от произвола патрициев. Первоначально было избрано 2 трибуна, позднее их число увеличилось до 5, а затем и до 10. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, налагать вето на постановления сената и народных собраний, арестовывать и публично допрашивать любое лицо. Более того, трибуны могли апеллировать к народному собранию, созывать его, предлагать законопроекты.

Трибуны обладали правом личной неприкосновенности и священным правом убежища в их доме (т.е. в доме трибуна запрещалось убивать). Трибун не мог отлучаться из Рима, а двери его дома были всегда открыты для ищущих защиту.

Избирались трибуны трибутными комициями. Трибутные комиции созывались по трибам и вначале это были чисто “плебейские сходки”. Позднее участвовать в этих собраниях стали и патриции.
В сер. V в. плебеи добились защиты и от произвола патрицианских судей. В 451–450 гг. до н.э. были изданы так называемые Законы XII таблиц[4], которые ограничили возможность патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Принято считать, что эти законы уравняли плебеев с патрициями в гражданских правах, поскольку само слово “плебей” упоминается в законах лишь один раз в связи с запретом на браки между патрициями и плебеями. Однако и этот запрет был отменен в 445 г. до н.э. по Закону Канулея.

В IV в. плебеи добились права на занятие государственных должностей. Начало этому было положено Законом Лициния и Секстия (367 г. до н.э.), согласно которому один из двух консулов стал избираться из плебеев. Этим же законом был установлен и максимальный размер земли, которую патриции могли приобретать из общественного фонда, что расширило доступ плебеев к общественному земельному фонду. В последующие годы плебеи получили право на замещение других выборных должностей[5]. В 312 г. до н.э. плебеи получили формальный доступ в сенат, поскольку в основу формирования сената был положен имущественный ценз.

В целом, к концу IV – началу III вв. до н.э. в Риме сложилась развитая система институтов власти и управления, которая оставалась неизменной на протяжении всего периода существования Римской республики. Основные государственный институты римской республики были представлены:

а) законодательными народными собраниями,

б) правительственным аристократическим сенатом,

в) системой магистратур.

В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Все они обладали разными полномочиями.

Главную роль играли центуриатные комиции. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Следует отметить, что с середины III в. до н.э. каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373, однако неимущие пролетарии по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию трибутных собраний входило избрание низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассмотрение жалоб на приговоры о взыскании штрафа. Исключительным правом трибутных комиций являлось избрание народных (или плебейских) трибунов. С III в. до н.э. они получили право принимать законы (по закону Гортензия 287 г. до н.э.), что привело к усилению их роли в политической жизни Рима. Постановления трибутных комиций получили особое название – “плебисцит”.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия постепенно теряют былое значение. За куриатными комициями сохранилось в основном право осуществлять контроль в семейно-родовой сфере (т.е. контроль за усыновлением, за осуществлением отцовской власти в роде и семье, утверждение в этой связи завещаний), тогда как их политические полномочия были сведены лишь к праву формально вводить в должность магистратов, избранных другими собраниями.

Характеризуя роль народных собраний в римской республике, важно отметить, что собирались народные собрания не регулярно и только по усмотрению высших должностных лиц (т. е. одного из магистратов) – консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. При этом в период ранней республики решения народных собраний должны были утверждаться сенатом. В III в. до н.э. это правило было отменено, однако сенат получил право предварительно рассматривать вопросы, которые выносились на решение собраний (а следовательно, направлять деятельность собраний). Это правило распространялось и на замещение важных должностей.

Здесь важно подчеркнуть, что если народные собрания представляли собой демократическую основу римской государственности, то сенат являлся олицетворением ее аристократической сущности. Такое сочетание аристократических и демократических начал (при преобладании аристократических) является главным отличием римской республики от афинской демократии. Отсюда и известное определение римской республики как “аристократической республики”.

Формально сенат был совещательным органом, а его постановления назывались “сенатус-консульты”. Однако полномочия сената были обширны, что позволяет рассматривать сенат как главный правительственный орган римской республики. Сенат, по сути дела, контролировал законодательную деятельность народных собраний и избрание должностных лиц. В его распоряжении находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял финансовые расходы. Сенат управлял римскими провинциями (назначая туда магистратов). К компетенции сената относились внешняя политика и ведение войны, а также постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Сенат не обладал прямой законодательной властью, но присвоил себе право толкования законов (что было равносильно праву создавать новые законы).

Важно подчеркнуть, что сенат на протяжении всего периода существования римской республики оставался оплотом римской аристократии (т.е. патрициев), поскольку члены сената не избирались, а назначались из числа богатых и знатных семей. Назначали сенаторов сначала консулы, а затем – цензоры.
Должность цензоров, которые распределяли римских граждан по центуриям согласно их имущественному цензу, была введена с 443 г. до н.э. Коллегия цензоров состояла из 2 человек и избиралась сначала на 5 лет, а затем на полтора года. Решения цензоров обжалованию не подлежали.

Высшая исполнительная власть в римской республики принадлежала должностным лицам – магистратам, а сама должность называлась магистратурой. Различались обычные (ординарные) и чрезвычайные (экстраординарные) магистратуры.

К обычным магистратурам относилась коллегия консулов, претура, должности цензоров, квесторов, эдилов, коллегия “двадцати шести мужей”. Особое место занимали народные (плебейские) трибуны.

К чрезвычайным магистратурам следует отнести – диктатора, “правителя конницы” (особый военачальник в особых обстоятельствах), комиссия децемвиров или коллегия “десяти мужей” (которая создавалась для упорядочения права или ведения особых судебных дел).

Высшими магистратами римской республики были консулы. Консулы руководили работой сената и созывали народные собрания. Они осуществляли высшее военное руководство, отвечали за расходование казны, имели право издавать указы ( эдикты) по вопросам управления и толкования права. Главная обязанность консулов – обеспечение внешней и внутренней безопасности республики. В Риме избиралось 2 консула, которые исполняли свои обязанности попеременно. Преторы появились в сер. IV в.до н.э. в качестве помощников консулов. Со временем к ним перешло управление Римом, высшая полицейская власть и руководство судопроизводством. Вначале избирался один претор, затем два. Один из них рассматривал дела римских граждан (городской претор), другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно их число увеличилось до 8.

Следующей по рангу шла должность цензоров. К их компетенции (наряду с составлением списков граждан и сенаторов) относилось и наблюдение за нравственностью. Цензор имел право налагать состояние “бесчестья” на непорядочного гражданина.

Квесторы относились к младшим магистратам. Сначала они были помощниками консулов без специальной компетенцией, а со временем стали ведать финансовыми расходами и являлись хранителями государственных документов. Должность квестора появилась с 421 г. до н.э. Вначале избирали 4 квесторов, а затем их число росло и к концу республики достигло 20.

Эдилы являлись помощниками народных трибунов. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе, а также организовывали празднества и зрелища для римских граждан.

Экстраординарные магистратуры создавались при чрезвычайных обстоятельствах (например, тяжелая война, большое восстание рабов, внутренние беспорядки), или для решения какой-то конкретной задачи (например, составление законов).

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью и не нес ответственности за свои действия. На диктатора не распространялось право veto народного трибуна. Однако срок диктатуры не должен был превышать 6 месяцев.

В целом в основу замещения римских магистратур были положены такие принципы, как выборность, срочность (все магистраты избирались народными собраниями на 1 год, правда, исключение составляли диктаторы), безвозмездность (магистраты не получали вознаграждение), ответственность (все, за исключением диктатора, цензора и трибуна, могли быть привлечены к ответственности по истечении срока полномочий) и, наконец, коллегиальность (когда на одну должность избиралось несколько человек. При этом каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение и обладал правом “интерцессии” (т.е. право отменять решение своего коллеги). Однако, важно подчеркнуть, что магистраты (в том числе консулы и преторы) не имели права вмешиваться в дела других магистратур.

Заметную роль в политической жизни республики играла армия, значение которой особенно возросло в связи с активной завоевательной политикой Рима начиная с III в. до н.э. В результате постоянных войн Рим завоевал сначала Италию, а затем многие европейские и азиатские территории. Во II в. до н.э. после победы над Карфагеном (государством в Северной Африке) Рим установил свое господство над всем побережьем Средиземного моря. Расширение территории Рима привело к изменению социально-правовой структуры римского общества.

Все население Рима делилось на свободных и рабов. Основными источниками рабства были: военный плен, работорговля (покупка рабов за границей), долговая кабала (в ограниченных размерах), самопродажа в рабство (получила распространение к концу периода республики). Различались государственные и частновладельческие рабы. Неэффективность рабского труда привело к появлению новых форм их эксплуатации – “пекулия”[6] и “колоната”[7].

Свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев. К гражданам относились полноправные римские граждане (квириты) и вольнотпущенники, которые оставались клиентами своих бывших хозяев и были ограничены в правах. Квириты обладали всей полнотой имущественных и политических прав.

На основе имущественной дифференциации среди римских граждан выделялись: нобили (самые богатые землевладельцы), всадники (торгово-финансовая знать и землевладельцы средней руки), мелкие производители (земледельцы и ремесленники), которые составляли большинство населения, и люмпен-пролетариат (городская беднота). Нобили и всадники представляли собой привилегированные сословия.
Иностранцы относились к неполноправным гражданам. Они делились на две категории: латины (жители Италии, не входившие в римскую общину) и перегрины (жители провинций, т.е. стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом). Латины в свою очередь делились на древних латинов и латинов колоний. Латины были лишены политических прав римских граждан, однако за ними признавались имущественные права и право выступать в суде. В отличие от латинов колоний древние латины имели право вступать в брак с римскими гражданами. Перегрины были лишены прав латинов. Они обладали имущественной правоспособностью и должны были нести налоговые повинности. Для защиты своих прав перегрины должны были избирать себе покровителей – патронов.

Такая социальная структура нашла свое отражение в римском праве, которое оказалось представлено двумя разными системами права – “правом квиритским” и “правом перегринским”.

Во II в. до н.э. Римская республика вступает в период кризиса. Это был период общей социальной нестабильности в государстве, проявлением которой стали массовые восстания рабов и постоянные гражданские междоусобицы и войны. К крупнейшим восстаниям рабов следует отнести восстания на Сицилии во II до н.э. и восстание Спартака в 71–74 г. до н.э. Гражданские войны этого периода были порождены разными причинами.

Во II в. до н.э. широкое распространение получило движение протеста неимущих граждан против нобилей. Во главе этого движения стояли братья Тиберий и Гай Гракхи. В разное время они занимали должность трибуна и в этом качестве попытались провести реформы в интересах малоимущих граждан. При братьях Гракхов заметно возросла роль народного собрания и народного трибуна[8]. Однако деятельность братьев Гракхов встретила недовольство знати, что привело в конечном счете к их гибели.

В I в. до н.э. обострился конфликт между римлянами и свободными жителями Италии (т.е. латинами или италиками), которые считались союзниками Рима. Провал реформы о предоставлении гражданства жителям Италии привел к Союзнической войне, которая продолжалась с 91 по 88 г. до н.э. Итогом войны стало предоставление права римских граждан всем жителям Италии.

Затем последовала длительная борьба между группировками оптиматов (которые опирались на сенат) и популяров (которые выступали против сенатской олигархии). И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. В конечном счете эта борьба привела к гражданским войнам, в условиях которых возросла политическая роль армии. Именно опора на верные легионы (т.е. армию) позволила военачальнику Сулле заставить сенат назначить его диктатором на неопределенное время.

Все эти события свидетельствовали о кризисе республиканской формы правления в Риме. Государственная организация города-государства оказалась неприспособленной к управлению империей. Выход из кризиса был найден в установлении сильной единоличной власти. Это привело к появлению новых властных институтов – и прежде всего, института бессрочной (или пожизненной) диктатуры.

В период диктатуры Суллы (82–79 гг. до н.э.) была упразднена должность цензора, ограничена власть трибуна (предложения трибуна должны были предварительно обсуждаться сенатом), урезаны компетенции народного собрания (были изъяты судебные функции и контроль за финансами). Сулла присвоил себе полномочия издавать законы, расширил состав сената за счет своих сторонников (оптиматов) и предоставил сенату новые права. По приказу Суллы, были составлены списки (так называемые “проскрипции”) его противников, которые подлежали смерти, а их имущество – конфискации.

Новым римским диктатором стал Гай Юлий Цезарь[9], который возглавлял антисенатскую группировку и сумел привлечь на свою сторону широкие слои римского народа и жителей провинции. В 46 г. до н.э. Цезарь был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. до н.э. – пожизненно. В 45 г. до н.э. он получил титул императора.

Став диктатором, Цезарь присвоил себе полномочия консула, трибуна, цензора, командующего армией, а также верховную жреческую власть. Кроме того, Цезарь получил право распоряжаться государственной казной, назначать проконсулов в провинции, рекомендовать кандидатов в магистраты и, наконец право первым голосовать в сенате, т.е. статус “принцепс сенатуса” (так называли первого в списке сенаторов). Отсюда и название формы правления, установленной при Цезаре – “принципат”.

Свое дальнейшее развитие эта форма правления получила при преемнике Юлия Цезаря – императоре Октавиане [10]. В 27 г. до н.э. Октавиан получил почетное наименование Август, т.е “благословенный” (ранее принятое обращение к богам). И эта дата считается началом нового периода истории Римского государства – периода империи, хронологические рамки которой датируются с 27 г. до н .э. и до 476 г. н.э.
 

3. Римская империя В истории Римской империи принято выделять два периода:

– период “принципата” (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.)

– период “домината” (193 – 476 гг. н.э.).

Название первого периода римской империи происходит от слова “принцепс”. Титул “принцепса” император Октавиан получил в 28 г. до н.э. и в дальнейшем этот титул употребляется в значении “первый гражданин римского государства”. Титул “императора” до середины III в. оставался почетным военным титулом и императоры получали свой титул по нескольку раз (Октавин, например, 21 раз). И только с середины III века императором стал именоваться глава государства.

Отличительной чертой первого периода римской империи является “диархия”, т.е. двоевластие, при котором власть была поделена между императором-принцепсом и республиканскими учреждениями, т.е. сенатом и народными собраниями. Однако на протяжении этого периода полномочия и роль императора возрастали, тогда как республиканские институты утрачивали свой прежний статус и значение.

В период “принципата” в Риме по-прежнему созываются народные собрания, заседает сенат, избираются консулы, преторы и народные трибуны. Однако полномочия высших магистратов Рима (т.е. диктатора, консула, претора, народного трибуна) соединял в своих руках император-принцепс. Как консул он мог воспользоваться правом интерцессии и отменить решение любого магистрата; как цензор он формировал сенат из своих сторонников, как трибун он мог наложить вето на постановление сената или решение магистрата; как диктатор он командовал армией и управлял провинциями; как претор он осуществлял суд по гражданским делам и т.д.

В качестве принцепса он определял ход обсуждений в сенате, полномочия которого в период “принципата” существенно изменились. Объясняется это тем. что значение народных собраний в этот период резко упало. Из народных собраний сохранились только трибутные комиции, но они собираются очень редко. Основные полномочия народных собраний перешли к сенату, который превратился в единственный полномочный законодательный орган империи. Постановления сената – сенатус-консульты – приобрели силу закона. Сенат получил право избирать магистратов, в том числе и самого принцепса (поскольку власть императора первоначально не была наследственной). Однако последнее (т.е. право выбирать принцепса) было чистой формальностью, поскольку этот вопрос решался, как правило, с помощью армии и в результате дворцовых переворотов. Императору, в свою очередь, принадлежал право назначать сенаторов и проводить “чистки” сената. В результате сенат пополнился провинциальной знатью, которая многим была обязана принцепсу. Кроме того, только принцепс имел право вносить законопроекты для утверждения сенатом. Что касается магистратов, то часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Со временем были ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями, полностью были утрачены военные и внешнеполитические функции. Все это превращало сенат, по сути дела, в совещательный орган при императоре.

В период “принципата” наряду с республиканскими магистратурами создается новый административный аппарат, в основу которого были положены принципы централизации и иерархии чиновничества. Новый административный аппарат состоял из совета и канцелярии принцепса. В канцелярию входило несколько ведомств: ведомство финансов, официальной переписки, прошений, императорского суда и др. Во главе ведомств стояли начальники, которые назначались из сословия всадников. Начальники ведомств входили в состав совета наряду с префектами и “друзьями” императора. Префекты относились в высшим чиновникам нового порядка и были представлены префектом претория (который командовал императорской гвардией), префектом города Рима (который осуществлял полицейскую власть), префект анноны (который отвечал за снабжение продовольствием), префект стражи (отвечал за охрану города) и др. При каждом префекте функционировали исполнительные комиссии. Префекты назначались из сенаторов и всадников. К новым должностным лицам следует отнести кураторов (которые исполняли частные административные функции и поручения императора), легатов (представителей на местах), прокураторов (финансовые представители вне Италии). Они назначались из вольноотпущенников и даже неграждан Рима. Таким образом, в отличие от республиканских магистратур, члены новой администрации не выбирались, а назначались императором по собственному усмотрению и были лишены сословных привилегий.

В период принципата было реорганизовано и управление провинциями. Все они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись легатами, которых назначал принцепс, вторые проконсулами и пропреторами, которые избирались сенатом из сенаторов по жребию. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат. Доходы с императорских провинций шли в казну принцепса – фикс. Но поскольку к сенатским провинциям относилось всего 11 из 45 и к тому же это были старые провинции, разграбленные Римом, то казна сената была довольно скудной и сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.
Название второго периода римской империи “доминат” происходит от слова “доминус”, т.е. господин, владыка. В этот период римский император получает новый титул – Dominus Noster, т.е. “Государь наш”, что подчеркивало неограниченный характер его власти. При этом личность императора, как правило, обожествлялась.

Население империи превратилось из граждан в подданных императора. С утверждением династии Северов в 199 г. власть императора стала наследственной.

В период домината в руках императора была сосредоточена вся полнота законодательной власти. Императорские постановления – конституции – стали определяющими источниками права. Император являлся верховным судьей и главнокомандующим армии.

Прежний сенат был практически отстранен от дел, а звания сенаторов и консулов превращаются в почетные титулы. Из государственного уклада исчезают старые республиканские институты (учреждения) и принцип выборности должностных лиц. Управление империей было сосредоточено в руках нескольких основных ведомств. Ими руководили сановники, которые назначались императором. При доминате появилась новая должность – “викарий”, т.е. общий начальник канцелярских ведомств. Совет принцепса, который существовал при принципате, превратился в Государственный совет – консисториум. В его состав обязательно входили главные администраторы – “министры”, которые занимали специальные должности[11].

В период домината чиновники превращаются в особое сословие, которое было разделено на ранги (“низшие”, “славнейшие”, “почтенные” и “знаменитые”; “знаменитые” являлись высшим рангом и подчинялись только императору). В каждом ранге устанавливалась законом своя квота чинов (например, для “славнейших” – в 100 официалов). Различались чины придворные, военные и гражданские.

Важную роль в укреплении центральной (т.е. императорской) власти в период домината сыграли реформы императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Константина (306–337 гг.). В правление Диоклетиана наряду с важными экономическими реформами были проведены военная, административная и территориальная реформа. В результате последних империя была разделена на 4 области с собственной политической властью, которая замыкалась на императоре. Италия вместе с Римом была лишены своего особого положения, а следовательно, утратило смысл и существование в ней собственных особых магистратур. Эти реформы были продолжены в правление Константина. В результате империя была разделена на две половины – Восточную и Западную. Каждая из них делилась на две префектуры во главе с префектами, которые осуществляли гражданскую власть. Военная власть принадлежала военным магистрам. Префектуры делились на диоцезы (6 – в западной части империи, 7– в восточной) во главе с викариями. Диоцезы делились на провинции во главе с ректорами, провинции на округа с окружной администрацией. При Константине столица империи была перенесена в Восточную часть – в старый малоазиатский город Византий, который был назван Константинополем.

Важно отметить, что в отличие от Диоклетиана, Константин увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти монарха. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, которые существовали в империи, а в 337 г. превратилось в государственную религию. Христианская церковь стала главной опорой домината, наряду с чиновничеством и армией.

Окончательный раздел Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (или Византию) произошел в 395 г. С переводом столицы Римской империи в Константинополь (11 мая 330 г.) начинается тысячелетняя история Византии. Западная Римская империя просуществовала до 476 г., когда командующий императорской гвардии германец Одоакр сверг малолетнего императора Ромула-Августула (Ромулу-Августишку) с престола и занял его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей Западной империи, так как под властью германцев оказались Галлия, Испания, Британия.

 


[1] К выборным должностным лицам относились помощники царя: “префект города” (который заменял царя во время военных походов), “всаднический трибун” (предводитель конных отрядов) и “военные трибуны” (командиры легионов от каждой трибы). Важную роль во властной организации играли жрецы: фламины, авгуры, понтифики, фециалы.

[2] Пролетарий – от римского “пролес” – потомство: те, у которых нет ничего, кроме детей.

[3] Произошло это во время войны (в 493 г. до н.э.), когда в момент опасности для Рима, плебеи в знак протеста против притеснений со стороны патрициев (и в частности долговой кабалы) покинули город, отказавшись выступить в военный поход.

[4] См.: Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) // Сост. В.А. Томсинов. М., 1999. С. 12–22.

[5] В 337 г. до н.э. плебеи получили право на замещение должности претора, в 351 г. до н.э. – курульного эдила и цензора. В 356 г. до н.э. было установлено, что плебей может стать и диктатором.

[6] Пекулий – часть имущества хозяина, которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него.

[7] Колоны – арендаторы земли (как правило, обедневшие свободные, вольноотпущенники, рабы), попадавшие в экономическую зависимость от землевладельцев. За пользование землей колоны платили арендную плату натурой или деньгами и выполняли натуральные повинности.

[8] Подробно о реформах братьев Гракхов см.: История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. Ч. 1. М., 1999. С. 136–137.

[9] После отречения Суллы в 79 г. до н.э. через короткий промежуток времени власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). В 59 г. до н.э. Цезарь был избран консулом Рима и начинает борьбу против Красса и Помпея.

[10] В 44 г. до н.э. Цезарь был убит республиканцами и власть в Риме перешла ко второму триумвирату (Антоний, Лепид и Октавиан). Октавиан пришел к власти после распада триумвирата и победы над Антонием.

[11]  К ним относились, в частности, “министр священного дворца (который ведал законодательством и осуществлял судебный надзор); гофмаршал, или министр чиновников ( который отвечал за внутреннюю безопасность, дипломатические сношения и почтовое дело); управляющий “священными щедротами”, т. е. государственными финансами; управляющий собственными имениями и имуществами императора.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Дионисий о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 72–74.

  2. Полибий о римской республике // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 75–76.

  3. Дион Кассий об империи // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 76–78.

  4. Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) // Сост. В.А. Томсинов. М., 1999. С. 12–22.

  5. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 1994. С. 66–78.

  6. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб., 1997. С. 106–108.

  7. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и М.А. Крашенинниковой. М., 1997. Ч. 1. С. 123–136.

  8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Т. 1. С. 131–152.

  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. 79–87.

Designed by Семченко Павел, ИС-41