БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРЫ ПО ИГПЗС

 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ГОСУДАРСТВО В АНГЛИИ

(лекция)

 

ПЛАН:

1. Англосаксонская раннефеодальная монархия.
2. Особенности сеньориальной монархии. Великая Хартия вольностей 1215 г.
3. Сословно-представительная монархия.
4. Абсолютная монархия.

 


Составитель: М.Х. Яргаев

 

К началу I тысячелетия н.э. коренное население Британии – бритты (кельты) находились под властью Римской империи. В V в., с падением Римской империи, римляне покинули Британские острова. После ухода римлян началось вторжение на острова германских племен – англов, саксов, ютов, которые установили здесь свое господство. К VII в. в Британии сформировалось несколько раннефеодальных королевств. В IX в. одно из них – Уэссекс – добилось гегемонии над всеми другими и создало англосаксонское государство – Англию. В начале XI в. англосаксонское королевство подпало под власть норманнов – датчан.

В 1066 г. нормандский герцог Вильгельм (северо-восток Франции) во главе рыцарских дружин вторгся в Британию и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Английское государство имело много черт, общих со средневековыми государствами континента. Вместе с тем ему были присущи и специфические черты: ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.

В истории английского феодального государства выделяется 4 периода:

1) раннефеодальная монархия – IX–XI вв.;

2) централизованная сеньориальная монархия (XI–XII вв.) и гражданские войны за ограничение королевской власти (XII в.);

3) сословно-представительная монархия (2-я пол. XIII–XV вв.);

4) абсолютная монархия (конец XV–сер. XVII вв.).

 

1. Англосаксонская раннефеодальная монархия. Период с IX в. по XI в. характеризуется становлением в Англии феодальных отношений. Особенностью англо-саксонского общественного устройства было длительное сохранение свободной общины – марки.

Свободные общинники – кэрлы составляли основу общества. К началу XII в. уже выделились знатные люди – эрлы. Наряду с данными категориями населения были и не имевшие своего надела люди – леты. Опираясь на поддержку короля, эрлы переходят в наступление на сельские общины и закрепощают крестьян.Однако к моменту нормандского завоевания процесс феодализации англо-саксонсокого общества не завершился. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны.

По своей внутренней организации англо-саксонское государство было родственно варварским королевствам континентальной Европы.

Носителем высшей власти считался король. Ему принадлежала законодательная власть, право высшего суда, право назначения должностных лиц.

Королевский двор стал постепенно центром управления страной, а королевские приближенные – должностными лицами королевства.В важнейших политических и государственных делах король опирался на совет знатных – уитанагемот– совет витанов, «мудрых». Совет включал в себя представителей высшего духовенства, светской знати, в том числе т.н. королевских танов, получавших личное приглашение короля.Наиболее существенным из государственно-политических полномочий совета было одобрение королевских назначений на высшие церковные должности и занятия престола новым королем. Однако реально в X в. влияние на избрание короля уитанагемота было незначительным.

Местная администрация в значительной мере строилась на принципах самоуправления. Низовыми единицами самоуправления были сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, которое собиралось раз в месяц. Сотня делилась на десять десятков – семей. Во главе десятка стоял десятник, главной задачей которого было поддержание правопорядка и уплата налогов.

С конца IX в. страна была разделена на графства. Для обсуждения наиболее важных дел дважды в год собиралось собрание графства. Во главе графства от имени короля ставился элдормен (герцог, граф). Он руководил вооруженными силами графства, обладал высшей полицейской властью, регулировал взаимоотношения между лиц различных сословий.
 

2. Особенности сеньориальной монархии. Великая Хартия вольностей 1215 г. Важной вехой в общественном и государственном развитии Англии явилось ее завоевание в 1066 г. герцогом нормандским Вильгельмом.

Ближайшим последствием завоевания было углубление феодализации английского государства. Земельные владения англо-саксонской знати были конфискованы и в большинстве переданы норманнам. При разделе земель своим сподвижникам Вильгельм Завоеватель избегал дарения крупных массивов земель в едином месте. Поэтому нормандские бароны не могли стать опасными соперниками центральной власти.Значительная часть конфискованных у англо-саксонской знати земель вошла в состав королевской домена. Более того, король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от землевладельцев принесения ему присяги верности. Феодалы всех рангов благодаря этому стали вассалами короля. Данное обстоятельство способствовало укреплению королевской власти.

В XI–XII вв. продолжается укрепление королевской власти. В этот период нормадские короли закрепляют за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти. Установилось судебное и административно-полицейское верховенство короля. Сложилось доминирование короля над церквью: королем утверждались церковные постановления, земли для церкви передавались только как королевские пожалования.

Росту прерогатив короны и одновременно централизованного суда и управления способствовали реформы Генриха П (1154 –1189 гг.). Наиболее важное значение среди них имела судебная реформа. Генрих П закрепил за кролем право вмешиваться в дела, разрешаемые в куриях (судах) феодалов. Во второй половине ХП в. сформировался институт разъездных судей. Вся страна была разделена на 6 округов. Для объезда этих округов было назначено 18 судей. Позже их число увеличилось. Судьи наделялись не только судебными, но и административными и финансовыми полномочиями. В ходе судебного объезда рассматривались иски, связанные преимущественно с интересами короны. Судьи осуществляли также ревизию местного управления.

Среди других мероприятий Генриха П относящихся к организации суда, большой интерес представляет реформа порядка разрешения земельных споров. Это был способ проверки всех вопросов, относящихся к спорному земельному владению, путем рассмотрения королевским судьей через местных людей, опрашиваемых под присягой и являющихся представителями сотни и графства.Данная процедура проходила следующим образом. Приехавший в графство юстициарий – это был представитель королевской курии – избирал 4-х самых лучших и достойных рыцарей. Они в свою очередь избирали 12 местных достойных людей из землевладельцев, которые, по их предположению, лучше всего могли знать истинное положение вещей. Они под присягой давали юстицинарию свои показания. Дело решало единогласное засвидетельствование ими акта. Если же не достигалось консенсуса, избиралось дополнительное число присяжных до тех пор пока за определенное решение не набиралось 12 голосов. При этом стороны имели прав заявлять отвод тем из присяжных, с которыми они находились во вражде.
Аналогичная процедура – расследование через местных присяжных –была введена и в отношении уголовных дел. При этом лица, на которых присяжные указывали как на преступников, подвергались немедленному аресту.

Таким образом., Генрихом П был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

С середины ХП в. происходит упорядочение структуры и компетенции королевской курии, которая становится постоянным действующим верховным судебным органом. Он состоял из 5 судей. Под юрисдикцией курии находились все непосредственные вассалы короля. В ХШ в. королевская курия разделилась на Суд королевской скамьи и Суд общих тяжб. Суд королевской скамьи разрешал уголовные дела, рассматривал апелляции на решения местных судов. Суд общих тяжб рассматривал некоторые категории исков между подданными. Особой инстанцией был суд казначейства. Он разбирал дела о финансовых спорах, главным образом между подданными и короной.

В 1164 г. Генрих П издал т.н. «Кларендонские конституции». В них король юридически закреплял верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов; окончательное утверждение принадлежало королю. Король объявил себя верховным судьей по делам, рассматриваемыми церковными судами. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Конституции вызвали мощную оппозицию высшего духовенства. Под давлением его король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.

Во второй половине ХI в. была проведена военная реформа. Цель ее состояла в том, чтобы обеспечить независимость короны от феодальных дружин. Воинская повинность была распространена на все население страны. Основой вооруженных сил становилось ополчение всех свободных людей, которые обязывались обзавестись оружием сообразно средствам каждого. Не желавшие лично служить могли откупиться особым налогом – «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования наемного войска. Военная реформа позволила ослабить зависимость королевской власти от феодалов в военной области, что способствовало укреплению центральной власти.
 

3. Сословно-представительная монархия. Во второй половине ХШ в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия. Одной из предпосылок ее возникновения явилось оформление феодальных сословий.

Высшее сословие составляли пэры. Оно было немногочисленным. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископ, архиепископ, аббат) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцоги, маркизы, эрлы, виконты, бароны). Пэры обладали значительными финансовыми и административными привилегиями, в подвластных им местностях они имели юрисдикцию, сопоставимую с королевской. Пэры были потомками норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом. Как правило, пэры входили в высшие совещательные и др. органы при короле. Большинство из них составляло королевский двор. Крупные феодалы в ХШ в. постоянно вели между собой и королем ожесточенную борьбу за землю и источники доходов, за политическое влияние в стране.

Вторым по значимости было сословие рыцарей, которое насчитывало до 6 тыс. человек. Оно играло не маловажную роль в местной политической и хозяйственной жизни. Средние и мелкие феодалы особенно нуждались в усилении центральной власти, поэтому они сплачивались вокруг короля. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось расслоением крестьянства, ростом численности лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне нередко покупали рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Наиболее многочисленную категорию неравноправного населения составляли вилланы. Они несли многочисленные натуральные и денежные повинности. С конца ХIV в. вилланы постепенно выкупают личную свободу, исчезает барщина, основной формой феодальной ренты становится денежная.

Значительный социальный слой составляли горожане. С развитием товарно-денежных отношений углубляется социальная дифференциация городского населения. Интересы городской верхушки во многом совпадали с интересами рыцарей, джентри, а также мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе эти слои населения выступали заодно.

Сословно-представительная монархия сложилась в Англии в результате острой борьбы господствующих сословий с королем. Она приняла форму движения за ограничение злоупотреблений монархической власти, которая усилилась при преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике. Движение возглавляли бароны. В 1215 г. бароны и ставшие на их сторону горожане выдвинули против короля армию почти в 2 тыс. человек. Король вынужден был отступить. 15 июня 1215 г. король подписал Великую Хартию вольностей. Хартия устанавливала новые принципы взаимоотношений между королевским двором и основными сословиями Англии. Сословные вольности объявлялись основой королевства, неприкосновенными для королевской власти и наследственными на вечные времена.

Большинство статей Хартии ограждает интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены (феоды) объявлялись свободно наследуемыми владениями. Плата за переход лена по наследству не могла быть произвольно увеличена. Без согласия общего совета королевства король обязался не брать со своих непосредственных вассалов «щитовые деньги» и иные платежи. В отношении баронов король обязывался не арестовывать их, не лишать их имущества, не объявлять их вне закона без приговора пэров.

Значительно меньше Хартия дала рыцарству. Хартия запрещала королю и баронам требовать от держателей рыцарских феодов больших служб и феодальных платежей, чем полагалось.

Что касается городов и горожан, то Хартия подтвердила уже существующие вольности Лондона и др. крупных городов. Устанавливалось единство мер и весов, важное для развития торговли. Купцам разрешалось свободно въезжать в Англию и выезжать из нее, вести торговлю без ограничений.

Свободным крестьянам было обещано не облагать их непосильными поборами, не разорять их штрафами.

Ряд статей Хартии преследовал цель упорядочения деятельности королевского судебно-административного аппарата. Так, ст.38 запрещала привлекать кого-либо к ответственности по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. Заслуживает внимания ст.39: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан или каким иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по приговору равных его (его пэров) и по закону страны.» Забегая вперед, отмечу, что в ХIV в. данная статья неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом, как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных. В ст.40 король обещал никому не отказывать в праве и справедливости.В ст.45 гарантировалось, что на должности судей, шерифов и др. будут назначены люди, знающие законы страны.

Великая Хартия отразила известный компромисс короля и сословий. В ХШ–ХIV вв. король неоднократно то подтверждал и дополнял Хартию, то отклонял ее. В итоге из нее было изъято более 20-ти статей.

В середине ХIII в. политическая борьба между королем и крупными баронами привела к гражданской войне. Поводом к открытому выступлению баронов послужил созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал большой суммы денег на покрытие долга папской курии. Бароны, воспользовавшись недовольством широких слоев населения королевской политикой, представили королю петицию из 29 пунктов. Петиция представляла собой проект реорганизации государственного управления. Она получила названия «Оксфордские провизии». Этот акт передавал всю исполнительную власть Совету из 15 баронов. Для решения важных вопросов 3 раза в год должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 человек. Баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215г.: установить свою олигархию.

Данное обстоятельство вызвало недовольство рыцарей, горожан и др. слоев населения. Собравшись год спустя (1259 г.) в Вестминстере, они приняли Вестминстерские провизии. Этот документ предусматривал некоторые гарантии мелким вассалам от произвола со стороны сеньоров. Однако требование рыцарства об участии в управлении страной выполнены не были.

В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором вступила в коалицию с рыцарством, образовав самостоятельный лагерь, который также противостоял королю. В ходе военных действий де Монфору удалось добиться победы над королем. Де Монфор удовлетворил требования рыцарства об участии в государственном управлении.

Важнейшим итогом гражданской войны явился созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента. Это событие произошло в 1265 г. Наряду с баронами и духовными феодалами в парламенте участвовали представители от рыцарей и городов.Окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии заняло несколько десятилетий. Только в 90-е гг. ХШ в. он оформился как постоянно действующее учреждение. Созыв парламента повлек за собой изменение формы феодального государства, а именно: возникновение сословно-представительной монархии.

До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты. В верхней палате – палате лордов заседали духовные и светские феодалы - прелаты и бароны. Нижнюю палату составляли представители рыцарства и верхушки городского населения.

Среди полномочий парламента важнейшими были: участие в законодательстве, утверждение новых налогов, контроль над высшими должностными лицами и осуществление судебных функций.

Ранее других за парламентом закрепилась функция сбора новых налогов, или шире финансовая, функция. В 1297 г. был принят статут «О не наложении податей». В нём указывалось, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Король их рассматривал и принимал решение. Позднее ходатайство парламента стали облекаться в форму готовых законопроектов. В XIV в. устанавливается порядок, согласно которому постановления (статуты), принятые обеими палатами и королем, не могут быть изменены или отменены без согласия обеих палат. Статуты становятся высшим актом государственной власти (законом).

Постепенно парламент закрепил за собой контрольные права. Объектом парламентского контроля была королевская администрация. С конца XIV в. вводится процедура импичмента (отрешение от власти). Сущность его состояла в том, что перед палатой лордов (а она была высшей судебной инстанцией страны) палата общин возбуждала обвинение против тех или иных советников короля в злоупотреблении ими своими обязанностями.

Мы видим, таким образом, что сфера компетенции парламента была достаточно широкой, и как сословно-представительный орган он играл заметную роль в жизни страны.
 

4. Абсолютная монархия. Как и в других феодальных государствах, в Англии сословно-представительная монархия постепенно уступила место монархии абсолютной. Этому способствовало разложение феодальных отношений. В XV в. в сельском хозяйстве зарождаются буржуазные отношения. Связано это было с ростом спроса на шерсть. Стремясь расширить свои владения с целью превращения их в пастбища для овец, феодалы захватывают общинные земли, сгоняя крестьян с их участков ("огораживание"). Огораживание имело своим последствием ускоренную дифференциацию сельского населения на фермеров, малоземельных арендаторов и безземельных батраков. Сельское хозяйство приобретает товарный характер. Главной отраслью становится овцеводство. Среди феодалов всё более активную роль начинает играть так называемое, "новое дворянство". Это – дворянство, использовавшее в своих хозяйствах наемный труд.

Быстро растет суконная промышленность и вывоз сукна за границу. Купцы, новые дворяне, крестьянская верхушка владельцы мануфактур нуждались в сильной королевской власти. Она должна была защищать их от произвола крупных феодалов, которые владели еще значительной частью земель. Королевская власть призвана была оградить их также от обедневшей части крестьянства, сгоняемой с земли.

Становлению английского абсолютизма способствовала также война Алой и Белой роз (XIV в.). Эта война названа так по гербам соперничавших за престол герцогских домов. В ходе войны была истреблена почти вся старая знать Англии, бывшая основным противником абсолютизма. Победила в войне династия Тюдоров, утвердившаяся на престоле.

Начало английского абсолютизма восходит к концу XV в. Концом ее является середина XVII в.

Английский абсолютизм имел ряд особенностей, благодаря чему получил в литературе название "незавершенного". Незавершенность выражалась в сохранении политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также в отсутствии некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образца, каковым принято считать французский абсолютизм.

Основные особенности английского абсолютизма состояли в следующем:

1) наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент;

2) сохранялось, как и в прежнее время, местное самоуправление;

3) вооруженные силы оставались немногочисленными.

Сохранение парламента было обусловлено союзом буржуазии с новым дворянством – союзом, который сложился на основе общности интересов этих сословий. Тесное переплетение интересов буржуазии и нового дворянства обеспечило устойчивость парламента, его "непотопляемость". Королевская власть вынуждена была с ним мириться.

Теми же причинами объяснялось и живучесть местного самоуправления. Немаловажное значение имело и то, что все должности английского самоуправления были бесплатными. Для английской казны, перманентно испытывавший недостаток в средствах, донное обстоятельство было небезразлично.

Что касается немногочисленных вооруженных сил, то объяснение этому следует искать в островном положении Англии, которое обеспечивало ее относительную безопасность.

Центральным органом королевской администрации был Тайный Совет. Члены его назначались королем и только перед ним (а не перед парламентом) несли ответственность. Первоначальный совет был чисто совещательным органом при короле, но затем получил значение постоянно действующего распорядительного органа с практически неограниченным кругом полномочий. По сути королевский Совет стал государственным правительством, где отдельные члены располагали собственными правами и функциями.

Как уже отмечалось, при абсолютизме сохранился и парламент. Он удерживал за собой прерогативу утверждения налогов. Королю поэтому приходилось действовать с оглядкой на парламент.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью.

Среди новых структур, возникших при абсолютизме, следует выделить Звёздную палату. Она бала создана в конце XV в. для борьбы с противниками королевской власти и являлась своего рода политическим трибуналом. Судопроизводство в ней носило инквизиционный (розыскной) характер, допускалось применение пыток. Звёздная палата осуществляла также цензуру печатных произведений.

Мы видели, таким образом, что развитие феодального государства имело много черт, общих с французским средневековым государством. В то же время оно имело ряд специфических черт, обусловленных историческим развитием этой страны. Так, сеньориальная монархия носила не партикулярный, а централизованный характер. Прерогативы парламента как сословно-представительного учреждения были широки. Ярко выраженную особенность имела здесь абсолютная монархия. Она сосуществовала с парламентом и местным самоуправлением, а такой атрибут абсолютизма как наличие регулярной армии был в Англии выражен слабо.

 

Designed by Семченко Павел, ИС-41